630102, г. Новосибирск, ул. Блюхера, 71б
kovcheg.help@mail.ru
Томск +7 (913) 724 4013
Новосибирск +7 (983) 311 5590

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Ваше имя
+7 Заказать
Укажите номер телефона 10 цифр

Почему сложно договориться с самим собой?

С вами когда-нибудь случалось, что вы чего-то хотите, но не делаете и находите миллион объяснений этому, а хотеть не перестаете, не можете перестать? Довольно частая ситуация, при этом само желание на самом деле может быть никакое не вредное или предосудительное.

Например, человек может хотеть купить себе что-то для развлечения или комфорта (настольную игру, предмет декора домой), но голос внутри очень рационально объясняет, что эти деньги можно потратить на что-то более стоящее или более полезное, а это все глупости и незачем, при чем, деньги не последние и в принципе водятся. А если продолжаете хотеть, то внутренний голос тоже не унимается и может приводить доводы, что не заслужили, мало сделано было, мало старались или еще другие причины, почему нельзя купить, сходить, сделать.

Почему так происходит? Почему и хотеться не перестает, и разрешения нет получить? У вас, конечно, свои примеры таких внутренних диалогов с самим собой и причины диалогов конечно тоже индивидуальные. Речь идет о внутреннем конфликте, в котором с одной стороны вы чего-то сильно хотите, а с другой стороны сами же себе не разрешаете. И это может продолжаться сколько угодно много и очень отвлекать от того, что действительно важно и происходит в вашей жизни прямо сейчас. Предлагаю разобраться в том, кто же в вас так сильно хочет чего-то и кто опять в вас же ему это запрещает.

В психологии существует такое направление как транзактный анализ, которое ввел Эрик Берн. Мы не будем углубляться во все понятия этого метода, а рассмотрим небольшую его часть, которая поможет нам разобраться с нашими вопросами. Выделяют три эго состояния: Ребенок, Взрослый и Родитель. Чем они отличаются и могут ли они быть у каждого из нас или это зависит от возраста? Все три эго состояния есть у каждого из нас, но проявляются совершенно по-разному в разное время и в разной продолжительности.

Для эго состояния Ребенка свойственно эмоциональное, интуитивное, инстинктивное реагирование на жизненные обстоятельства, чувствовать, хотеть, любопытничать. В состоянии Ребенка мы думаем, чувствуем, говорим и действуем, как в детстве - обижаемся, ликуем, жалуемся, протестуем, развлекаемся, любуемся. Такое состояние - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости. Именно из этого состояния мы чего-то хотим, получаем удовольствие, фантазируем, придумываем, креативим, здесь рождается наша энергия. Вспомните, какие выдумщики дети, сколько у них энергии, как они подвижны и эмоциональны.

В состоянии Взрослого мы трезво оцениваем реальность, анализируем информацию: размышляем, сопоставляем, решаем, советуемся. Состояние Взрослый необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Здесь мы получаем новый опыт, свой собственный, не основанный на рассказах родителей или знакомых, а тот, через который проходим сами. Состояние Взрослого очень рациональное, тут нет чувств и сильных эмоций -это рациональное, аналитическое начало, живет по принципу «здесь и сейчас».

Для эго состояния Родителя свойственно думать, чувствовать, говорить и действовать так, как это делали наши родители или авторитетные для нас в детстве люди: советуем, критикуем, воспитываем, распоряжаемся, заботимся. Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что позволяет сберечь массу времени и энергии. Родительское состояние характеризуется усвоенными от родителей шаблонами, стереотипами социального поведения, правилами и запретами. Люди многое делают потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на рассмотрение Родителя. Вы долго планируете и обдумываете, как почистить зубы или закрыть ключом входную дверь? Вряд ли, вот это как раз те автоматические реакции, заложенные в наше состояние Родителя.

Казалось бы все просто, в чем же трудности? В том, что уже, будучи взрослым человеком из состояния Ребенка мы можем чего-то очень сильно хотеть и в то же время из состояния Родителя это себе категорически запрещать, так возникает внутренний конфликт, на который тратится масса времени и энергии. Конфликт этот остается неразрешимым, так как нет состояния Взрослого, который мог бы рационально все обдумать и помочь определиться с окончательным решением. Каждый из нас вспомнит из своего детства чувство несправедливости и обиды, когда нам родители что-то запрещали, а нам очень этого хотелось, так вот именно эти механизмы и записаны у многих из нас на подкорку.

И уже самостоятельно обеспечивая себя, мы все равно не свободны, так как внутренний Родитель держит нас в «ежовых рукавицах». При правильном воспитании у нас должен присутствовать Заботливый Родитель внутри, который обеспечивает комфорт, позволяет следить за здоровьем, берет на себя руинные бытовые дела и вопросы для обеспечения жизнедеятельности. Ребенок обеспечивает нас желаниями, развитием и энергией. Взрослый помогает находить решение новых вопросов и проблем, информации о которых нет в функциях Родителя.

К сожалению, часто бывает совсем иначе – на подкорку записывается Критикующий Родитель, который все время подтрунивает над нами изнутри, высмеивает, в жестких случаях издевается и бывает очень ядовитым, не дающим жить и грызущим по любому поводу. В таком случае мы видим человека, который имеет и заниженную самооценку, и обесценивает любые свои успехи, и часто ведет разрушающий его образ жизни, сюда же можно отнести разного рода зависимости, агрессивное поведение.

В такой ситуации внутренний Ребенок оказывается затюканным внутренним Родителем, нередко это сопровождается депрессией и апатией, так как желания Ребенка не выполняются, то и энергии нет, нет вкуса к жизни, ничего не радует. Есть только надо, должен и обязан, а в такой ситуации очень безрадостно жить.

В случае, если вы обнаруживаете у себя похожие схемы взаимодействия, то вам необходимо учиться быть в состоянии Взрослого «здесь и сейчас» и из этого состояния принимать решения и распоряжаться своим временем силами и ресурсами. В начале, может быть очень трудно что-то поменять, так как шаблон уже выработался, в таком случае можно обратиться за профессиональной помощью. Ищите варианты исправления ситуации, не оставляйте все как есть. Для каждой жизненной ситуации надо использовать нужное эго состояние: для развлечений, радости, удовольствий – Ребенка, для заботы о себе и обеспечения комфорта – Родителя, для работы, изучения нового, собственного опыта – Взрослого. А когда все перепутано, то и живется очень сложно.

Мы желаем вам навести в своих состояниях порядок и выстроить свою жизнь наилучшим образом!