Смотреть что такое "Бриг" в других словарях. Названия морских парусных кораблей Чем отличается фрегат от бригантины

Появились, как считают историки, примерно 3000 лет назад в Древнем Египте. Изображения таких старинных кораблей имеются, помимо всего прочего, и на на артефактных вазах и камфорах. Конструкция у первых в мире суден, конечно же, была максимально простой. Но позднее плавсредства постепенно совершенствовались.

Конструкция корабля брига. Краткое описание

Парусные суда, как известно, могут иметь разное количество мачт. Оснащаться ими такие корабли могут в количестве 1, 2, 3, 4 или 5 штук. Бриг — корабль с двумя мачтами и прямым парусным вооружением. На борту военного судна этого типа может находиться от 6 до 24 орудий.

Парусным вооружением называют системы оснастки, служащие для передачи корпусу энергии ветра. У брига за передвижение по воде отвечают мачты фок и грот. Бизань-мачт у таких суден нет.

Один из парусов — гафельный — у бригов является косым. Форму он имеет неправильной трапеции и помогает судну маневрировать. Называется такой парус грота-гаф-триселем.

Особенности конструкции первых судов

Первые плавучие средства, использовавшиеся людьми, были очень простыми. Передвижение производилось с помощью весел. Также в древние времена были достаточно широко распространены грузовые небольшие суда. Их перемещали по воде работники или животные, идущие по берегу.

Несколько позднее люди начали пользоваться для речных и морских путешествий парусниками. К примеру, такие лодки в давние времена были широко распространены в Финикии.

Конечно же, первые парусники были одномачтовыми и имели относительно небольшие размеры. Корабли такой конструкции использовались людьми в последующем очень долгое время — до окончания Средних веков.

Трехмачтовые суда

Простейшие лодки были достаточно удобными в использовании и позволяли перевозить большое количество грузов. Однако с развитием торговли и военного ремесла в эпоху Возрождения их потенциала людям, конечно же, начало не хватать.

Логичнее было бы предположить, что сразу после одномачтовых мореходы начали пользоваться двухмачтовыми судами. Но это не так. Следующей разновидностью кораблей, используемых человеком, стали трехмачтовые суда с бизань-мачтой. В XVI-XVII веках двухмачтовых плавсредств в мире, к примеру, практически не было. Такая ситуация сохранялась на протяжении полутора веков.

Первые двухмачтовые корабли

Конечно же, попытки делать такие пласредства в те времена предпринимались. Но реализации планов сборки двухмачтовых суден мешали тогдашние традиции кораблестроения:

    Особая форма корпуса.

    Традиция ставить грот-мачту посередине корабля.

Шнявы и биландеры

Все двухмачтовые корабли тех времен, к сожалению, были плохо управляемыми. Но в конечном итоге люди все же научились строить удобные и быстроходные суда этой разновидности. Первыми такими двухмачтовыми кораблями стали шнява и биландер.

Последняя разновидность плавсредств использовалась в основном купцами. Впервые биландеры появились в Нидерландах, а позднее были переняты французами и англичанами. Для дальних плаваний такие корабли не использовались. Перевозили на них товары купцы в основном только в прибрежных водах. Такелаж судов этого типа, как и других в Европе в то время, изготавливался из конопляных тросов многократной свивки.

Шнявы начали использоваться людьми для передвижения по воде приблизительно в 1700 г. Кто первый придумал и сконструировал эти корабли, история, к сожалению, умалчивает. Предположительно, с обычных судов когда-то просто убрали бизань-мачту. Корабли этого типа могли использоваться в качестве как торговых, так и военных.

Первые бриги

Как же и когда в истории мореходства появились собственно бриги? Корабли, в том числе и двухмачтовые, используемые людьми в XVII-XVIII веках, разумеется, также постепенно совершенствовались. В конечном итоге мореплаватели начали плавать на шнявах особой разновидности — лангарах.

Корабли этого типа были практически уже бригами. У таких суден грот-мачта была наклонена немного вперед. Это стало важным изменением. Также имелся независимый гафельный парус. Такое нововведение улучшило характеристики плавсредств.

Собственно корабли-бриги привычной нам конструкции появились на флоте примерно в середине XVIII века. В особенности же широко такие суда использовались в XIX в. Имелись в те времена корабли этого типа, разумеется, и в российском флоте.

Бриги в XVIII в.: для чего использовались

В середине XVIII в. такие корабли принадлежали в основном купцам. Перевозили на них самые разные товары. Чаще всего такие суда при этом курсировали в прибрежных водах Европы и Великобритании. Во время войн же плавсредства этой разновидности чаще всего использовались в качестве почтовых. Но к концу XVIII в удобные парусные корабли бриги нашли в мореходстве и другое, более интересное применение.

Корабли этого типа начали тогда использоваться людьми в разного рода исследовательских морских экспедициях. Первым на таком судне совершил вояж в Северную Америку Витус Беринг. Приняли участие в этом путешествии два таких корабля:

    «Святой Апостол Павел»;

    «Святой Апостол Петр».

Берегов Аляски достигли оба этих брига, но домой вернулся лишь один из них. Витус Беринг на корабле «Павел», к сожалению, потерпел крушение в районе Командорских островов. Команда судна тогда спаслась. Однако вынужденную зимовку в суровом климате удалось пережить не всем членам экспедиции. Сам Беринг и еще 18 матросов на родину не вернулись никогда.

Бриги в XIX в.: описание суден

Еще позднее такие плавсредства из исследовательских и торговых практически полностью преобразились в военные. К примеру, такие суда принимали активное участие в морских сражениях американской революции и русско-турецкой войны.

Согласно историческим документам, корабль-бриг образца начала XIX в. имел водоизмещение около 350 тонн. При этом длина таких суден обычно была равна 30 м, а ширина практически никогда не превышала 9 м. Орудий на военных судах этой разновидности, как уже упоминалось, могло устанавливаться от 6 до 24.

Одной из особенностей бригов, таким образом, были небольшие размеры. Соответственно, и собственно само вооружение на судах этого типа обычно размещалось на палубе.

Бригантина как разновидность

В парусные времена, конечно же, широко использовались и такие суда. Представляли собой бригантины упрощенную версию бригов. Размеры такие корабли имели средние или малые. При этом фок-мачта у таких судов была вооружена так же, как и у брига. В этом и заключалось основное сходство между этими судами.

Грот-мачта на бригантинах устанавливалась такая же, как и на шхунах. Размеры у судов этого типа были меньше, чем у бригов. При этом и в качестве военного оснащения таким кораблям они уступали. В Средиземном море суда этой разновидности очень часто использовались пиратами. Даже само слово «бригантина» происходит не от «бриг», как можно было бы подумать, а от «разбойник» - brigand.

Знаменитые бриги

Служили парусники этого типа людям верой и правдой, таким образом, более ста лет. Самыми же знаменитыми за всю историю использования, помимо «Павла» и «Петра», могут считаться следующие корабли-бриги:

    «Ниагара».

    «Меркурий».

Также достаточно знаменитым парусником-бригом является американская «Леди Вашингтон».

«Меркурий»: чем знаменит

Этот корабль был заложен в Севастополе зимой 1819 года. На воду его спустили весной 1820-го. Через 9 лет этот бриг одержал блестящую победу в одном из боев русско-турецкой войны в неравной борьбе с двумя линейными кораблями противника. Назывались эти два корабля «Реал-бей» и «Селимие». Они имели на вооружении в общей сложности 184 пушки против 18 «Меркурия».

Хронология боя

Произошло сражение между русским и двумя турецкими кораблями 14 мая 1829 г. В этот день три российских военных судна — фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий» — крейсировали на траверзе Пендераклии. Когда командиры этих парусников увидели на горизонте огромную турецкую эскадру, они приняли решение повернуть в сторону Севастополя, поскольку особой необходимости принимать неравный бой не было.

Однако ветер в тот день был слабый, и «Меркурий», имевший худшие ходовые качества, уйти от погони не смог. Корабль был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными судами противника.

Команде «Меркурия» пришлось принять неравный бой. При этом капитаном А. Казарским по совету самого старого матроса — штурманского поручика Прокофьева — было решено сражаться до конца, а когда будет сбит рангоут (это устройство для постановки парусов, а также такелаж у судов практически любой конструкции является ахиллесовой пятой) и бриг даст сильную течь, сцепиться с одним из вражеских кораблей и взорвать его.

Первым «Меркурий» атаковал «Селимие» с 110 пушками. Этот огромный парусник попытался подойти к корме русского судна. Однако бригу удалось увернуться и самому дать полный залп по бортам противника.

Через несколько минут к левому борту «Меркурия» подошел «Реал-Бей», и русский корабль оказался зажатым между двумя вражескими. Турки с «Селимие» закричали команде брига: «Сдавайтесь!». Однако русские матросы с криками «Ура!!!» открыли огонь из всех ружей и орудий.

Туркам пришлось убрать абордажную команду и начать обстреливать бриг «Меркурий». В корабль летели не только ядра, но и брандскугели, и книппели. К счастью, несмотря на шквальный огонь, мачты судна долгое время оставались неповрежденными, и оно сохраняло подвижность. Из-за обстрела на «Меркурии» трижды возникали пожары, которые матросы быстро ликвидировали.

Победа

Передышку для обстреливаемого брига обеспечил канонир Иван Лисенко. Удачным выстрелом ему удалось повредить бейфут и ватер-штанг грот-марса-рея «Селимие». Кораблю неприятеля пришлось привестись к ветру для ремонта. Напоследок «Селимие» дал залп по русскому судну сразу из всех пушек. Однако корабль все же остался на плаву.

Через некоторое время команде брига «Меркурия» удалось нанести серьезные повреждения и второму неприятельскому кораблю. У «Реал-бея» был перебит фор-брам-рей, что вызвало падение лиселей. Последние закрыли порты носовых пушек. К тому же корабль потерял возможность маневрировать, в результате чего ему пришлось лечь в дрейф.

Потеряв 10 человек убитыми и ранеными из 115, «Меркурий» к вечеру следующего дня присоединился к флоту, шедшему из Сизополя. За одержанную ценой жизни матросов победу этот корабль был впоследствии награжден кормовым Георгиевским флагом. Также император подписал указ всегда иметь в составе Черноморского флота бриг под названием «Меркурий».

Конечно же, все члены команды получили высокие награды. Офицеры были повышены в рангах и могли с этих пор наносить на свои гербы изображение того тульского пистолета, которым предполагалось взорвать бочки с порохом в случае течи.

Чем знаменит бриг «Ниагара»

Этот корабль когда-то сыграл решающую роль в битве между британскими и американскими судами в войне 1912-14 гг. на озере Эри. Тактика в этом сражении диктовалась особенностями вооружения кораблей противников. Короткие корронады янки были скорострельными и давали преимущества в ближнем бою. Дальность стрельбы они имели небольшую. Поэтому американцам важно было «выиграть» ветер и занять лучшую дистанционную позицию против длинноствольных пушек британцев.

Пока янки маневрировали подобным образом, один из двух их бригов — «Лоуренс» — был атакован тремя сильнейшими кораблями англичан. Практически все матросы этого судна были убиты или ранены, а орудия — повреждены. Капитан атакованного корабля перебрался на второй американский бриг, «Ниагару», на шлюпке, и направил его в центр боевой линии англичан. Самые большие британские корабли-парусники в результате оказались в зоне поражения корронад. Это, в свою очередь, привело к тому, что англичане уже не могли справиться с флотом янки, и через 15 минут спустили флаги.

Таким образом американцы впервые выиграли у британцев в морском сражении, захватив их корабли. Некоторые суда англичан пытались бежать, но были перехвачены. Наименее поврежденные из кораблей британцев в последующем американцы переделали в госпитальные суда. Остальные плавсредства, поскольку отремонтировать их было уже невозможно, попросту сожгли. Не слишком долго прослужили американцам и госпитальные корабли бывшего противника. Через некоторое время все они затонули при сильном шторме.

«Пираты Карибского моря»

Этот популярный сериал, как известно, снимался с использованием именно парусных судов. В серии «Проклятье черной жемчужины» роль «Перехватчика» исполнил бриг, являющийся копией судна «Леди Вашингтон». Этот корабль был построен в 1750 г. и когда-то перевозил товары из Китая через Тихий океан. В 1775 г. он был переделан в военный приватир. То есть его команда занималась пиратскими захватами судов врага по указанию правительства.

Одним из подвигов этого легендарного парусника-брига была победа сразу над четырьмя кораблями противника и захват большого груза сахара. Одним из капитанов этого корабля был Роберт Грей — первый американец, совершивший кругосветное путешествие. Помимо всего прочего, это судно является первым американским плавсредством, достигшим берегов Японии.

Конечно же, в фильме снят не настоящий бриг "Леди Вашингтон". Это была точная копия этого судна, построенная в 1989 г. На сегодняшний момент этот корабль используется для парусных круизов по Карибскому морю и вдоль берегов Америки. Сам же старинный бриг "Леди Вашингтон" когда-то пошел ко дну в районе Филиппинских островов.

Какие еще существуют двухмачтовые парусники

Помимо бригов, бригантин, шняв и биландеров в разное время моря бороздили суда этого типа:

  • йолы - суда с бизань-мачтой, располагавшейся рядом с рулем и косым парусным оснащением;
  • кечи - корабли, отличающиеся от йолов бизань-мачтой большего размера.

Также мореходы когда-то плавали на судах с двумя мачтами и косыми парусами, называемых бермудскими шхунами.

давайте-ка остановимся на том, какие виды парусных судов существуют по классам, и как их вообще классифицируют.
Сразу скажу - я затрагиваю ТОЛЬКО век паруса (1650-1815 годы) , и только океанские корабли,корабли прибрежных флотов я не трогаю в принципе, у них совершенно другая классификация.

Итак, классификация первая - по парусному вооружению.

Корабль (фрегат) - это судно, несущее три мачты, на всех - прямые паруса, а на бизани дополнительно косой парус.
Барк - три мачты, первые две - прямые паруса, третья - косые.
Бриг - две мачты, обе с прямыми парусами, но на бизани дополнительно косой парус.
Шхуна (сюда же относятся баркетины, бригантины и т.д.) - это судно, у которой не менее, чем две мачты несут косые паруса.
Полуторамачтовые суда (кечи, иолы и т.д.) - суда, у которых грот- и бизань мачта практически соединены друг с другом.
Одномачтовые суда (тендеры и т.д.) - как следует из названия - суда с одной мачтой.

Все, более никаких других судов в этой классификации НЕТ.
Да, если брать четырех- или пятимачтовые суда 19-20 веков - они все приравниваются по классификации к трехмачтовым, там считается только количество грот-мачт, которые всегда несут одинаковое парусное вооружение.

Классификация вторая - по форме корпуса или носа.

Эта классификация использовалась в переходный период 16-17 веков, и ко времени века парусов являлась анохранизмом, однако использовалась, в том числе и англичанами. Сюда же я отношу и местные названия, поскольку они так же отражали особенности корпуса или вида корабля.
Например,
Флейт - это парусный корабль с тремя мачтами и двумя ярусами парусов, у которого борта завалены вовнутрь (сделано это было намеренно, так как в голландских портах пошлину платили исходя из ширины палубы судна).
Куттер (катер) - малое одно- или двухмачтовое судно с прямым носом (от слова cut - резать)
Клипер - корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (анг. clip ) обводами корпуса.

Поэтому все эти гукоры, паташи, тьялки, шебеки и т.д. - это либо местные названия, либо корабли по форме корпуса или носа.

Из вышесказанного следует, что тот же самый тьялк , имея прямой нос вполне мог быть куттером , а если имел еще и парусное вооружение типа "тендер " - то вообще получался "тьялк-куттер вооруженный парусами типа тендер" .

Классификация третья - по назначению или использованию.

Линейный корабль - это трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением, несущее не менее 40-50 орудий. Обычно его орудия
располагались на двух или трех деках (палубах), расположенных друг над
другом. На нижнем деке размещали самые тяжелые, крупнокалиберные орудия, на верхнем -- легкие пушки.
Фрегат - трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением с одной батарейной палубой.
Обычно фрегат это корабль, предназначенный для дальней разведки или крейсерских действий, вооруженный довольно большим количеством мелких пушек (иногда до 48) с экипажем не менее 200 человек
Шлюп - в британском Королевском Флоте XVIII - середины XIX в ---
корабль, не имеющий ранга, с рейтингом «24-пушечный» или ниже, и потому
не требующий командира в звании «кэптен». Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы.
Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Соответственно, в ходу был ряд уточняющих терминов, из которых ни один не был вполне строгим: корабль-шлюп, бриг-шлюп, вооруженный бриг, и т. д. Среди шлюпов в британской службе попадались шнявы, бретонские люггеры, средиземноморские шебеки, и даже арабские доу. Большинство же составляли гладкопалубные шлюпы с батареей на верхней палубе, вооруженные трехмачтовым кораблем или бригом.
Аналоги трехмачтовых шлюпов с корабельным вооружением на верхней палубе во французском флоте назывались «корветами». Подобные корабли, захваченные британцами в ходе англо-французских войн, именовались в английском флоте так же, как и во французском - корветами.
Кстати, на Балтике во время Северной войны роль шлюпов исполняли шнявы - мелкоразмерные суда с быстрым ходом.
Авизо - малый корабль, предназначенный для разведывательной или почтовой службы.
Пакетбот - корабль предназначенный для почтовой службы, разница его с авизо в том, что пакетботы совершали регулярные рейсы, скажем из Данцига в Петербург и обратно.
Брандер - корабль, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских кораблей.

Так что если вы говорите о каких-то видах парусных судов - сначала определите, в границах КАКОЙ классификации вы о них говорите.
Потому как и линейный корабль, и фрегат, и трехмачтовый гладкопалубный шлюп из третьей классификации в случае первой классификации именуются кораблями , или шхуна в первой классификации вполне может быть шлюпом в третьей и т.д.

  • Малые парусные суда имеют одну или две мачты. Чтобы подчеркнуть их отличие от больших, малые двухмачтовые парусные суда имеют только грот-мачту (первая от носа) и бизань-мачту (вторая). Бизань-мачта, как правило, значительно меньше грот-мачты, поэтому такие суда иногда называют «полуторамачтовыми». Исторически существовали маломерные парусники с тремя и более мачтами (например люггер).

По типу парусного вооружения выделяют следующие типы судов:

  • Суда с прямым парусным вооружением - имеют прямые паруса на всех мачтах;
  • Суда со смешанным парусным вооружением - имеют как прямые, так и косые паруса на мачтах;
  • Суда с косым парусным вооружением - имеют косые паруса на всех мачтах;

Разделение условно, так как возможны сочетания прямых и косых парусов у всех типов. Однако прямым считается вооружение, при котором главными являются прямые паруса (приспособленное прежде всего для них), а косым - где главные паруса косые. Большие парусные суда могут иметь любой тип парусного вооружения. Малые парусные суда чаще всего имеют только косое вооружение.

Большие суда с прямым парусным вооружением

Корабль

Корабль имеет прямое вооружение на всех мачтах (числом три и более).

Передняя мачта называется фок -мачтой, задняя - бизань -мачтой, остальные - грот -мачтами (если грот-мачт несколько, именуются с носа в корму: первая, вторая и так далее).

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей (возможны верхний и нижний), фор-брам-рей (верхний и нижний), фор-бом-брам-рей, фор-трюм-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей (верхний и нижний), грот-брам-рей (верхний и нижний), грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей. В случае нескольких грот-мачт, прибавляется номер (например: первый нижний грот-марса рей).

Реи бизань-мачты: бегин-рей, крюйс-марса-рей (верхний и нижний), крюйс-брам-рей (верхний и нижний), крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей.

Паруса фок-мачты: фок , фор-марсель (верхний и нижний), фор-брамсель (верхний и нижний), фор-бом-брамсель, фор-трюмсель . Может иметь косые паруса: фока-трисель и фор-брам трисель

Паруса грот-мачты: грот , грот-марсель (верхний и нижний), грот-брамсель (верхний и нижний), грот-бом-брамсель, грот-трюмсель. Возможны косые паруса: грота-трисель и грот-брам трисель.

Паруса бизань-мачты: бизань (бизань и контр-бизань), крюйс-марсель (реже именуемый крюйсель, верхний и нижний), крюйс-брамсель (верхний и нижний), крюйс-бом-брамсель, крюйс-трюмсель.

Если на первом ярусе бизань-мачты установлен прямой парус, то он называется бизанью, а гафельный парус называется контр-бизанью. Если прямого паруса на первом ярусе нет, то бизанью называется гафельный парус.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер , бом-кливер, летучий кливер - косые. Исторически бушприт мог иметь прямые паруса: подвешенный под ним блинд (на блинда-рее) и бом-блинд (на блинд-стеньге).

Стаксели между фок-мачтой и грот-мачтой: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель, грот-трюм-стень-стаксель. Если грот-мачт несколько, именуются с прибавлением номера.

Стаксели между грот-мачтой и бизань-мачтой: апсель , крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стень-стаксель, крюйс-бом-брам-стень-стаксель, крюйс-трюм-стень-стаксель.

Дополнительно может нести лиселя , выставляемые на лисель-спиртах побортно от прямых парусов.

Бриг

Бриг всегда имеет две мачты с прямыми парусами.

Рангоут брига состоит из двух мачт: фок-мачты и грот-мачты, бушприта и реев и соответствующих стеньг, утлегарей и спиртов. На грот-мачте также имеются гик и гафель для крепления гафельной бизани.

Бриги всегда меньше кораблей и барков, и имеют меньше ярусов прямого вооружения. Поэтому, некоторых прямых парусов и соответствующего рангоута нет.

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей.

На грот-мачте так же устанавливаются грота-гик и грота-гафель.

Паруса фок-мачты: фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель.

Паруса грот-мачты: грот, грот-трисель, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер, бом-кливер, летучий кливер.

Грота-стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель.

Большие суда со смешанным парусным вооружением

Барк

Барк имеет не менее трёх мачт, несёт косые паруса на бизань-мачте и прямые паруса на остальных мачтах.

Передняя мачта называется фок-мачтой, задняя - бизань-мачтой, остальные - грот-мачтами.

Паруса бизань-мачты: косая бизань (бизань), гаф-топсель.

Вооружение остальных мачт то же, что при вооружении кораблём.

Бригантина (шхуна-бриг)

Бригантина (шхуна-бриг)

Бригантина имеет две мачты, несёт прямые паруса на фок-мачте и косые на грот-мачте. Названия их не отличаются от соответствующих парусов барка.

Баркентина

Баркентина имеет не менее трех мачт, из которых на первой (фок-) мачте несёт прямые паруса, а на остальных - косые. Соответственно, косой гафельный парус грот-мачты называется грот, топсель над ним грот-гаф-топсель (Если грот-мачт несколько, именуются с прибавлением номера), а такие же паруса бизань-мачты - бизань и крюйс-гаф-топсель.

Большие суда с косым парусным вооружением

Большие суда с косым парусным вооружением называются шхунами . Тип шхуны определяется типом основных и дополнительных парусов на мачтах. Выделяют следующие типы шхун:

  • гафельная - оснащена гафельными парусами.
  • бермудская - оснащена бермудскими (треугольными) парусами.

Стаксельная шхуна

  • стаксельная - основными являются стаксели на всех мачтах, их дополняют трисели и бизань.

Марсельная шхуна

Последние два типа являются, строго говоря, смешаными. Однако по традиции называются шхунами и относятся судам с косым вооружением. Отличие двухмачтовой марсельной шхуны от бригантины в том, что у первой рангоут и такелаж приспособлены прежде всего под косые паруса, а прямые устанавливаются дополнительно.

Малые суда

Двухмачтовые

  • Кеч - тип парусного вооружения. Судно имеет грот- и бизань- мачты. Определяющим признаком является то, что у кеча головка баллера руля расположена позади бизань-мачты. При вооружении судна Кечем площадь бизани составляет 15 - 25 %% от общей парусности. Может быть бермудским или гафельным. Кечем называется также местный тип парусного судна, который с XIX века стал вооружаться кечем. Но он имеет свои признаки, и обычно именуется с уточнением, например (балтийский кеч).

Гафельный иол

  • Йол - тип косого вооружения. Двухмачтовое судно,имеет грот- и бизань- мачты. В отличие от Кеча, у Йола головка баллера руля расположена впереди бизань-мачты. Площадь бизани составляет 8 - 10 %% от общей парусности. Может быть бермудским или гафельным. Йолом называется также местный тип парусного судна, необязательно вооруженный иолом, но характерный для определенного времени на Северном море.

Одномачтовые

  • Тендер - одномачтовый тип со сдвинутой к миделю мачтой, имеющий гафельный или бермудский грот, топсель, несколько стакселей и кливеров. Тип грота определяет тип тендера - гафельный или бермудский.
  • Шлюп - тип вооружения с косым гротом и одним стакселем. Если имеется гафельный грот, то над ним ставится и второй парус - гаф-топсель.
  • Кэт - тип вооружения с одним косым парусом.

Литература

  • Сулержицкий, А. Д., Сулержицкий, И. Д. Морской словарь. М., Воениздат, 1956.
  • Марквардт, К. Х. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века. Л., Судостроение, 1991. ISBN 5-7355-0131-3
  • Jenny Bennett, Veres László. Sailing rigs: an illustrated guide . Naval Institute Press, Annapolis MD, 2005. ISBN 1-59114-813-8

Ссылки

Парусный флот является одним из родоначальников современного морского флота. Около 3000 лет до нашей эры гребные суда уже имели примитивные паруса, с помощью которых люди использовали силу ветра. Первое парусное вооружение представляло собой прямоугольный кусок материи или шкуру животных, привязанную на рее короткой мачты. Такой «парус» использовался только при попутных ветрах и выполнял задачи вспомогательного движителя судна. Однако с развитием общества совершенствовался и флот.

В период феодального строя появились гребные суда крупных размеров с двумя мачтами и несколькими парусами, причем паруса уже приняли более совершенные формы. Однако большого применения корабли с парусами в тот период так и не получили, так как развитие флота в рабовладельческом обществе обуславливалось использованием труда рабов и суда того времени по-прежнему оставались гребными. С падением феодализма постепенно исчезла и бесплатная рабочая сила. Эксплуатация больших кораблей с большим числом гребцов стала неприемлемой. Кроме того, с развитием международной морской торговли изменились и районы плавания кораблей - морские путешествия стали более продолжительными. Появилась необходимость в судах новой конструкции, способных совершать дальние морские плавания. Такими кораблями и явились парусные суда - нефы, имевшие длину до 40 м и грузоподъемностью до 500 тонн грузов. Позже в Португалии появились трехмачтовые парусные суда - каракки, с прямыми парусами на первых двух мачтах и треугольными латинскими парусами на третьей мачте. Впоследствии оба вида кораблей слились в один тип более совершенного парусного суда, послужившего прототипом для кораблей и фрегатов.

В конце XVI века в Испании стали строится парусные суда - галеоны. Эти имели длинный бушприт с и четыре мачты. Носовая мачта галеона несла два или три прямых паруса, кормовая - косые латинские паруса.

В конце XVIII века в связи с новыми географическими открытиями и последующим ростом торговли парусный флот стал усовершенствоваться. начали строить в зависимости от их назначения. Появились новые типы грузовых парусных кораблей, приемлемых для дальних . Самыми распространенными среди них были барки, бриги, а впоследствии и двухмачтовые шхуны. С непрерывным развитием судоходства в конце XVIII века конструкция и вооружение парусных судов значительно улучшилось. В этот период и была установлена единая классификация парусных судов и кораблей. Военные корабли в зависимости от количества орудий и типа вооружения стали разделятся на линейные, фрегаты, корветы и шлюпы. Торговые суда в зависимости от парусного вооружения делились на корабли, барки, бриги, шхуны, бригантины и баркентины.

В настоящее время принято классифицировать по их парусному вооружению. В зависимости от вида парусов все парусники разделяются на суда с прямым парусным вооружением, суда с косым парусным вооружением и суда со смешанным парусным вооружением.

суда с прямым парусным вооружением

К первой группе классификации парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются прямые паруса. В свою очередь этой группы по количеству мачт, вооруженных прямыми парусами, подразделяются на следующие типы:

а) пятимачтовый корабль (пять мачт, с прямыми парусами);

б) четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами)

корабль (три мачты с прямыми парусами)

а) пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна на корме - с косыми);

б) четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна с косым)

а) барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косым);

б) бриг (две мачты с прямыми парусами)

суда с косым парусным вооружением

Ко второй группе классификации парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются косые паруса. Преобладающим типом судов этой группы являются шхуны, подразделяющие на гафельные, марсельные и шхуны с бермудским вооружением. У гафельных шхун основными парусами служат триселя. Марсельные шхуны, в отличие от гафельных, имеют на фок-мачте, а иногда и на грот-мачте - марселя и брамселя.

б) двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте) ;

в) трехмачтовая марсельная шхуна - джекас (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);

У шхуны с бермудским вооружением основными являются паруса треугольной формы, передняя шкаторина которых крепится вдоль мачты, а нижняя - к гику.

шхуна с бермудским вооружением

Помимо шхун, к этой группе относятся небольшие морские одномачтовые суда - тендер и шлюп, а также двухмачтовые - кэч и иол. Тендером принято называть одномачтовое судно с горизонтальным выдвижным бушпритом.

В отличие от тендера, шлюп имеет короткий, постоянно установленный бушприт. На мачтах у обоих типов парусных судов ставятся косые паруса (триселя и топселя).

а) тендер (одна мачта с косыми парусами);

б) шлюп (одна мачта с косыми парусами)

У судов типа кэч и иол передняя мачта вооружается так же, как и у тендера или шлюпа. Вторая же мачта, расположенная ближе к корме, имеет по сравнению с первой небольшие размеры, чем и отличаются эти суда от двухмачтовых шхун.

а) кэч (две мачты с косыми парусами, причем бизань - мачта находится перед штурвалом);

б) иол (две мачты с косыми парусами, меньшая - бизань - находится позади штурвала)

суда со смешанным парусным вооружением

У третьей группы парусных судов в качестве основных используются прямые и косые паруса. К судам этой группы относятся:

а) бригантина (шхуна-бриг; одна мачта с прямыми парусами и одна с косыми);

б) баркентина (шхуна-барк; трех- и более мачтовые суда, имеющие на передней мачте прямые паруса, а на остальных - косые)

а) бомбарда (одна мачта почти в середине судна с прямыми парусами и одна сдвинутая к корме - с косыми);

б) каравелла (три мачты; фок-мачта с прямыми парусами, остальные - с латинскими парусами);

в) трабаколло (итал. trabacollo; две мачты с люггерными, т. е. рейковыми парусами)

а ) шебека (три мачты; фок- и грот-мачты с латинскими парусами, а бизань-мачта с косыми);

б) фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскими парусами);

в) тартана (одна мачта с большим латинским парусом)

а) бово (итал. bovo; две мачты: передняя - с латинским парусом, задняя - с гафельным или латинским парусом);

б) нависелло (итал. navicello; две мачты: первая - в носовой части, сильно наклонена вперед, несет парус трапециевидной формы,

крепящийся за грот-мачту; грот-мачта - с латинским или иным косым парусом);

в) баланселла (итал. biancella; одна мачта с латинским парусом)

кэт (одна мачта с гафельным парусом сильно смещена в нос)

люггер (три мачты с рейковыми парусами, применяется во Франции в прибрежном плавании)

Кроме перечисленных парусников существовали еще большие семи-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американского происхождения, несущие только косые паруса.

В середине XIX века парусный флот достиг своего совершенства. Совершенствуя конструкции и парусное вооружение, судостроители создали наиболее совершенный тип океанского парусника - . этого класса отличались скоростью и хорошими мореходными качествами.

клипер

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

БРИГИ И БРИГАНТИНЫ

В Севастополе, на Матросском бульваре стоит памятник с лаконичной надписью: «Казарскому. Потомству в пример»

Уже многие годы сюда ежедневно приходят сотни людей – севастопольцы и гости города русской морской славы. Это памятник командиру русского брига «Меркурий» Александру Ивановичу Казарскому. Что же совершили Казарский и команда корабля, заслужив право стать примером потомству?

14 мая 1829 года 20-пушечный бриг «Меркурий» принял неравный бой с двумя линейными турецкими кораблями, вооруженными в общей сложности 184 пушками, и вышел из него победителем. Дотоле ничего подобного не знала история военно-морского искусства. Маленький бриг – и два линейных корабля Мужество и блестящее искусство командира, помноженные на героизм матросов и офицеров, свели на нет многократное огневое превосходство врага. «Меркурий» ядрами своих карронад нанес тяжелые повреждения линейным кораблям и заставил их отказаться от боя. 19 июля 1829 года русский вице-канцлер Нессельроде переслал адмиралу А. Грейгу письмо турецкого штурмана, который участвовал в бою с бригом «Меркурий».

Турок писал:

«Во вторник, подходя к Босфору, завидели мы на рассвете три русских судна, фрегат и два брига, и погнались за ними; но не прежде как в три часа пополудни удалось нам настичь один из бригов. Корабль капитана-паши и наш вступили с ним в жаркое сражение, и – дело неслыханное и неимоверное – мы не могли принудить его сдаться. Он сражался, отступая и маневрируя со всем военным искусством так, что мы, стыдно признаться, прекратили сражение, между тем как он, торжествуя, продолжал свой путь. Без сомнения, он лишился почти половины своего экипажа, потому что некоторое время находился от нас на пистолетный выстрел и ежеминутно более и более повреждался.

Если древние и новые летописи являют нам опыты храбрости, то сей последний затмит все прочие, и свидетельство о нем заслуживает быть начертанным золотыми буквами в храме славы. Капитан сей был Казарский, а имя брига – «МЕРКУРИЙ».

Не случайно выдающийся русский флотоводец адмирал В. Истомин имел полное основание сказать о моряках «Меркурия»:

«Такого самоотвержения, такой геройской стоимости пусть ищут в других нациях со свечой…»

Вскоре после боя офицеры «Меркурия» были награждены орденами и повышены в чине, матросы получили Георгиевские кресты и пенсию. Особым указом бригу присвоили кормовой георгиевский флаг – самое почетное отличие для корабля. В память о легендарном бриге один из кораблей русского флота стали называть «Память «Меркурия».

Что представлял собой военный бриг начала XIX века? Прежде всего это двухмачтовое судно с прямым вооружением. Бриги – наименьшие мореходные суда, имевшие корабельную оснастку на двух мачтах. Их тоннаж не превышал 350 т, длина – 30 м, ширина – 9 м и глубина трюма – не более 6 м. Вооружение бригов состояло из 6 – 24 небольших пушек или карронад, размещенных на открытой палубе.

В основном бриги использовались для крейсерской и посыльной службы. На рисунке 46 изображен бриг «Меркурий».

Рис. 46 Легендарный бриг "Меркурий"

Очень похоже на бриг судно, показанное на рисунке 47. Его обозначают термином бригантина.

Рис. 47 "Истинная бригантина"

Может показаться вполне логичным, что это слово происходит от «бриг». Но это не совсем так. В истории судостроения существовали два рода бригантин, два совершенно различных парусника. Для ясности заглянем во второй том «Истории корабля», изданной в 1880 году русским морским историком Николаем Боголюбовым:

«Бригантины» в парусное время были те же бриги, только меньших размеров и с слабейшей артиллерией. Бригантины Средиземного моря имели две и три мачты-однодеревки с латинскими парусами и употреблялись преимущественно пиратами».

Более четкую формулировку термина «бригантина» дает советский адмирал К. Самойлов в своем «Морском словаре» (1939 г.):

«Бригантина» (brigandtine):

1. Бриг малого или среднего размера. Судно с двумя мачтами (фок и грот). Фок-мачта с вооружением, как у брига, а грот-мачта с вооружением, как у шхуны. Вообще говоря, такое вооружение бригантины нестандартно и может слегка изменяться.

2. В раннюю эпоху парусного флота, с XVI столетия, так назывались легкие быстроходные пиратские суда (от слова brigand – разбойник, пират) с латинским вооружением; позже эти суда вошли в состав флота в качестве посыльных и разведочных судов.

Можно заключить, что более ранняя бригантина получила свое название от слова «brigand» – разбойник, вторая, более поздняя,- от слова «бриг» (brig).

Однако вопреки установившейся традиции тонкие знатоки истории парусного флота разделяют бригантины второго типа на две категории: «истинные бригантины» и «шхуно-бриги» (рис. 48).

Рис. 48 Шхуно-бриг, или поздняя бригантина

К разряду «истинных бригантин» они относят бриги небольших размеров. У них на второй мачте большой нижний прямоугольный парус – грот – заменен гафельным парусом, над которым на стеньге три прямоугольных паруса меньшей площади. Со временем к этому же разряду моряки стали относить и двухмачтовые суда, несущие на грот-мачте исключительно косые паруса.

На первый взгляд сходным по оснастке с бригантиной выглядит парусник, изображенный на рисунке 49. Но он относится к разряду шхун. Его паруса – косые. Из-за двух прямых парусов, поднятых на стеньге фок-мачты (марсели), судно называется марсельной шхуной.

Рис. 49 Марсельная шхуна