Золотые далекие дали. Ветер веет с юга, и луна взошла

Стихотворение С.А. Есенина «Мне осталась одна забава» было написано в 1923 году, за несколько лет до того, как жизнь молодого поэта трагически оборвалась. Известно, что после переезда в Москву творческая карьера Есенина стала стремительно развиваться. Он стал узнаваем и любим многими. Но постоянная тоска по родным местам точила его душу. Он искал забвения в угарном веселье кабаков. Буйный нрав, пьянство - стали его постоянными спутниками.

«Мне осталась одна забава» стих стал своеобразным итогом размышлений поэта о своей жизни. Оглядываясь назад, Есенин видит разудалую жизнь, где он скандалил и похабничал, но при этом прорывается из его души нечто светлое, прекрасное.Стихотворение похоже на исповедь, здесь отражены страх от потери веры в Бога и смирение с тем, что не все в жизни сложилось, как мечталось. Махнув рукой на свою «дурную» славу, Есенин желает лишь одного, чтобы конец его жизни был спокойным. Исповедь отчаявшегося и смирившегося с обстоятельствами человека не может никого оставить равнодушным. Это стихотворение занимает достойное место в философской лирике самого известного русского имажениста.

На нашем сайте есть возможность скачать стихотворение или читать текст в режиме онлайн.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта – ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Сергей Александрович Есенин - личность весьма неординарная и хорошо известная во всем мире не только в поэтических кругах, но и среди читателей самого разного возраста и склада ума. Интересно, что свою ошеломляющую популярность поэт получил при жизни, что, конечно, очень справедливо - поэт вдохновлялся, зная, что его признают, и создавал вещи настолько великие, что они живут в сердцах миллионов и на сегодняшний день.

Но, как и любой творческий человек, Сергей Александрович прошел свой, непростой и местами тернистый путь, который, очевидно, и повлиял на всё его творчество. Что же такое происходило в жизни Есенина, что до сих пор его строки пронизывают до самого сердца? Как поэт начал свой путь и чем он закончился? Для того чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратить внимание на факты из биографии поэта.

Мне осталась одна забава...

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
1923

Одно из самых популярных стихотворений Сергея Есенина «Мне осталась одна забава» полностью пронизано душевными терзаниями поэта. Именно здесь он рассказывает о своих жизненных неудачах, именно здесь показано, как он падал и поднимался. Интересно, что в данном стихотворении поэт оправдывает свое постоянное пьянство – он просто хотел "гореть", выделяться из толпы и запомниться всем окружающим.

Произведение пронизано и безграничной любовью к собственной стране, к ее культуре и жизни, но параллельно поэт говорит о том, что больше ни во что не верит – полное разочарование, тоска и грусть. Тем не менее несмотря на все, что происходило в его жизни, несмотря на все гуляния и бунтарства, поэт заявляет, что после своей смерти хочет остаться верным своей стране – умирать в русской рубашке в окружении близких.

Сложно сказать, что именно творилось в душе поэта в момент написания произведения. Очевидно одно – уже в то время он предчувствовал свою скорую погибель. Более того, год написания произведения совпал со сложнейшим периодом жизни поэта, в котором были и репрессии, и преследования, и непонимание властей, предательство влиятельных покровителей и бунтарство против общепринятой морали.

Биография Сергея Есенина


Как и большинство поэтов, Сергей Александрович Есенин был рожден в самой простой семье, которая ничем не отличалась от остальных селян. Семья жила в селе Константиново, и 3 октября 1895 года на свет появился маленький Сережа. Так вышло, что воспитывался будущий поэт не матерью, а старшим поколением – любимой бабушкой и дедом. Мать Сергея была вынуждена уехать из села на заработки, ведь достойной и оплачиваемой работы в селе не было уже в те годы. Еще в раннем детстве Сергей под началом бабушки увлекся стихами – старушка знала огромное количество песен и стихов, чем и развлекала младшее поколение тихими темными вечерами.

В какой-то момент поэт, как и его мать, понял, что перспектив в деревне нет, и уже в 1912 году бросил родное село и с болью в груди отправился покорять столицу. Не удивительно, что столица хорошо приняла молодого и амбициозного Сергея – здесь он практически сразу устроился на оплачиваемую работу корректором в местной типографии и получил уникальную для своего времени возможность читать все, что попадается под руку и даже то, чего практически недостать. Долгое время Сергей стремился к учебе и работе, заглатывая знания пачками. Параллельно он являлся активным участником литературной организации, в которой часто проводились тематические мероприятия, интересные Сергею.

Не удивительно, что монотонная и рутинная жизнь совсем не подходила Есенину – уже в 1914 году поэт бросает все, что окружало его и решает посвятить всего себя написанию стихотворений. В этом же году поэт отправляется в Петроград – именно здесь кипит вся литературная жизнь, собирается все элита и происходят самые масштабные творческие события. Есенин сразу становится своим среди даже самых знаменитых в поэтическом мире личностей, с легкостью находит язык с движением новокрестьянских поэтов, которые и принимают его в свои круги.

Разгуляться в Петрограде у него не получилось, потому что Сергей был призван в армию, где служба его проходила на удивление легко благодаря его особенным талантам – здесь но читал стихи самой императрице и всей ее семье. Не удивительно, что наглый поэт, создавший себе особый имидж хулигана и гуляки, даже в обществе великой императрицы не гнушался матерных слов и прямо объявлял свою точку зрения, чем просто шокировал всех слушателей.

Особый имидж Есенина


Некоторые могут подумать, что поэт был знатным гулякой и всю свою жизнь провел в пьянках и разврате. На самом деле биографы рассказывают о том, что гулянья поэта первое время были не чем иным, как хорошо спланированный образ – первое популярное стихотворение поэта как раз было хулиганским, и публика с удовольствием зацепилась за этот образ. После отъезда из родного села Есенин практически не употреблял спиртных напитков и даже ругал своих соседей, которые проводили все свое время в пьянстве.

Сложно сказать, как хорошо продуманный образ превратился в реальную жизнь – но с каждым годом Есенин пил все больше и больше, что не могли не заметить его знакомые.

Женщины Сергея Есенина

Сергей Александрович с самого детства осознавал свою необычную природную красоту и пользовался ей всю жизнь. От женщин у поэта не было отбоя и он пользовался этим – играл с ними как хотел и менял их как перчатки. Тем не менее у поэта были и серьезные романы. Еще в 1917 году поэт познакомился с Зинаидой Райх, с которой поженился и завел сразу двоих детей, но переезд поэта обратно в Москву, к самой гуще литературной жизни, развел пару и Есенин с легкостью нашел замену даме сердца.

Погоня за популярностью и переезд в Москву совпали со знакомством с Надеждой Вольпин, которая, как и Райх, подарила поэту ребенка. Однако, слава, которая наваливалась на поэта все большим и большим грузом, постоянные ночные гулянья по кабакам и любовь к женскому вниманию развели и эту пару.

Самым громкий и яркий роман Сергея Александровича Есенина был с американской популярной танцовщицей Айседорой Дункан. Эта женщина оставила в жизни поэта серьезный отпечаток – она была инициатором его мирового тура, в котором, как ни удивительно, поэт много пил, гулял и дебоширил. Должного внимания Дункан не получала, чем была очень огорчена, и после возвращения из турне пара навсегда рассталась без лишних скандалов и истерик.

Смерть поэта

Жизнь великого творца продлилась весьма недолго и завершилась очень трагично - 28 декабря 1925 года Есенин готовился к выпуску собрания сочинений, но был найден повешенным на трубе в гостинице Англетер. Биографы до сих пор спорят, была ли смерть Есенина суицидом, но множество фактов говорят все же об убийстве:

Беспорядок в номере говорит либо о безумии поэта в последние часы, либо о присутствии посторонних лиц;

Поэт явно боялся, что за ним придут;

Низкий рост поэта просто не мог позволить ему самостоятельно повеситься под высоким потолком гостиницы.

Как бы там ни было, Сергей Александрович Есенин оставил заметный след во всей русской литературе, потому даже сегодня его популярность растет – его стихи изучают в школе, о нем снимают фильмы и сериалы. Творчество поэта для многих стало вдохновителем, а его жизнь – примером.

Мне осталась одна забава…

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Анализ стихотворения «Мне осталась одна забава» Есенина

Последние годы жизни Есенина были очень тяжелыми. Поэт испытывал трудности в личной жизни, нарастал его конфликт с советской властью. Пристрастие к алкоголю становилось зависимостью, от которой он уже был вынужден лечиться. Периоды просвета перемежались с тяжелой депрессией. Парадоксально, но в это время он создает прекрасные стихотворения. Одним из них является «Мне осталась одна забава…» (1923 г.).

Есенин сразу же заявляет о своей славе похабника и скандалиста. Его буйное поведение в пьяном виде было известно всей Москве. «Веселый свист» — типичное поведение для поэта, находящегося уже в достаточно зрелом возрасте. Но Есенину уже абсолютно все равно. Он перешел ту грань, за которой еще можно остановиться. Испытав множество страданий и неудач, поэт потерял надежду на лучшее будущее. Сравнивая свою дурную славу со «смешной потерей», он утверждает, что терял в жизни и гораздо больше.

Единственное, что волнует Есенина, это стыд за прошлую веру в Бога. При этом он испытывает горечь от того, что стал неверующим. В этом противоречивом заявлении заложен глубокий философский смысл. Чистая и светлая душа поэта, столкнувшись со всей грязью и мерзостью мира, не смогла дать достойного отпора. Есенин поступил по принципу: «С волками жить – по-волчьи выть». Но, опустившись на самое дно, поэт понял, что потерял что-то очень важное, помогающее в жизни.

Есенин утверждает, что его безумные выходки были направлены на то, «чтобы ярче гореть». Настоящий поэт должен быть виден всему миру. Его творчество обязано зажигать сердца людей. Только так можно пробиться через человеческое равнодушие. Чтобы тонко чувствовать окружающий мир, душа поэта должна быть полна противоречий. Вместе с чертями там непременно присутствуют ангелы.

Есенин использует очень яркие образы для описания своего высшего призвания – венчания «розы белой с черною жабой». Он считает, что не смог соединить вместе эти абсолютно противоположные образы, но стремился к этому.

Известны заявления поэта о полной переоценке своих убеждений. Он стал автором целого ряда произведений, в которых отрицает патриархальность и религию и выступает сторонником атеизма и технического прогресса. Но в последних строках стихотворения «Мне осталась одна забава» становится видно то, что Есенин прятал глубоко в душе, бережно хранил от чужого вмешательства. Последнее желание «хулигана» — умереть «в русской рубашке под иконами». В этом поэт видит искупление всех своих грехов.

Сергей Есенин — хулиган

И критики, и читатели часто идеализируют своих кумиров: поэтов и писателей. Но это обычные люди со своими страстями, грехами, слабостями и пороками, которые и нашли отражение в их творчестве. В похабных стихах, например. Сегодня, когда из классиков делают иконы, забывая об их земной сущности, стихи эти стараются не вспоминать ни в школьных, ни в вузовских аудиториях. К тому же ненормативная лексика запрещена законодательно. Если дело так пойдет и дальше, и Государственная Дума продолжит запрещать все подряд, то скоро мы забудем, что в русской литературе были такие всенародно любимые авторы как В. Ерофеев, В. Высоцкий, В. Сорокин, В. Пелевин и многие другие. Стихи с ненормативной лексикой есть у Маяковского, Лермонтова, Пушкина, и, разумеется, у Сергея Есенина, который сам называл себя хулиганом, скандалистом и похабником.

  • Мне осталась одна забава

    Мне осталась одна забава:

    Пальцы в рот и веселый свист.

    Прокатилась дурная слава,

    Что похабник я и скандалист.

    Ах! какая смешная потеря!

    Много в жизни смешных потерь.

    Стыдно мне, что я в Бога верил.

    Горько мне, что не верю теперь.

    Золотые, далекие дали!

    Все сжигает житейская мреть.

    И похабничал я и скандалил

    Для того чтобы ярче гореть.

    Дар поэта - ласкать и карябать,

    Роковая на нем печать.

    Розу белую с черною жабой

    Я хотел на земле повенчать.

    Пусть не сладились, пусть не сбылись

    Эти помыслы розовых дней.

    Но коль черти в душе гнездились -

    Значит, ангелы жили в ней.

    Вот за это веселие мути,

    Отправляясь с ней в край иной,

    Я хочу при последней минуте

    Попросить тех, кто будет со мной,-

    Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

    За неверие в благодать

    Положили меня в русской рубашке

    Под иконами умирать.

    Что ж ты смотришь так синими брызгами?


    Любимец женщин в пьяном угаре не раз декламировал на публике стихи весьма сомнительного содержания. Хотя записывал из редко. Они рождались спонтанно и в памяти поэта не задерживались. Тем не менее, в черновиках все же осталось несколько стихотворений, где автор выражал свои мысли и эмоции, прибегая к табуированной лексике.

    Есенин был серьезно душевно болен, и именно к этому периоду относятся практически все его фривольные вирши. Поэт потерял веру в любовь, в социальную справедливость, в новый строй. Он был растерян, утратил смысл существования, разочаровался в своем творчестве. Окружающий мир представал перед ним в серых тонах.

    Это хорошо видно по стихотворению, полному пьяной бравады и глубокого отчаяния.

    Сыпь гармоника. Скука… Скука


    Сыпь, гармоника. Скука… Скука…

    Гармонист пальцы льет волной.

    Пей со мною, паршивая сука.

    Пей со мной.

    Излюбили тебя, измызгали –

    Невтерпеж.

    Что ж ты смотришь так синими брызгами?

    Иль в морду хошь?

    В огород бы тебя на чучело,

    Пугать ворон.

    До печенок меня замучила

    Со всех сторон.

    Сыпь, гармоника. Сыпь, моя частая.

    Пей, выдра, пей.

    Мне бы лучше вон ту, сисястую –

    Она глупей.

    Я средь женщин тебя не первую…

    Немало вас,

    Но с такой вот, как ты со стервою

    Лишь в первый раз.

    Чем больнее, тем звонче,

    То здесь, то там.

    Я с собой не покончу,

    Иди к чертям.

    К вашей своре собачьей

    Пора простыть.

    Дорогая, я плачу,

    Прости… прости…

    Здесь рязанский повеса стремится доказать всем, и в первую очередь, себе, что не напрасной была его сумбурная жизнь. И хотя мотивы самоубийства всё чаще прорываются в его , но у Есенина еще сохраняется надежда, что ему удастся вырваться из глубокого и порочного омута пьянства и разгульной жизни. Он восклицает: «Я с собой не покончу, иди к чертям».

    Любимец женщин в пьяном угаре не раз декламировал на публике стихи весьма сомнительного содержания

    Ветер веет с юга

    Стихотворение «Ветер веет с юга» поэт написал после того как пригласил в гости девушку, которая отказалась от продолжения знакомства, зная о непростом характере и далеко не светских манерах своего кавалера.

    Ветер веет с юга,

    И луна взошла,

    Что же ты, б**дюга

    Ночью не пришла?

    Выдержано стихотворение в агрессивной и жесткой форме, а смысл его в том, что лирический герой без труда найдет замену несговорчивой барышне, и сможет затащить в постель любую другую красавицу.


    Пой же, пой. На проклятой гитаре

    Похожий лейтмотив содержат и строфы произведения «Пой же, пой. На проклятой гитаре», где поэт вновь возвращается к теме смерти.

    Пой же, пой. На проклятой гитаре

    Пальцы пляшут твои вполукруг.

    Захлебнуться бы в этом угаре,

    Мой последний, единственный друг.

    Не гляди на ее запястья

    И с плечей ее льющийся шелк.

    Я искал в этой женщине счастья,

    А нечаянно гибель нашел.

    Я не знал, что любовь — зараза,

    Я не знал, что любовь — чума.

    Подошла и прищуренным глазом

    Хулигана свела с ума.

    Пой, мой друг. Навевай мне снова

    Нашу прежнюю буйную рань.

    Пусть целует она другова,

    Молодая, красивая дрянь.

    Ах, постой. Я ее не ругаю.

    Ах, постой. Я ее не кляну.

    Дай тебе про себя я сыграю

    Под басовую эту струну.

    Льется дней моих розовый купол.

    В сердце снов золотых сума.

    Много девушек я перещупал,

    Много женщин в углу прижимал.

    Да! есть горькая правда земли,

    Подсмотрел я ребяческим оком:

    Лижут в очередь кобели

    Истекающую суку соком.

    Так чего ж мне ее ревновать.

    Так чего ж мне болеть такому.

    Наша жизнь — простыня да кровать.

    Наша жизнь — поцелуй да в омут.

    Пой же, пой! В роковом размахе

    Этих рук роковая беда.

    Только знаешь, пошли их на *ер

    Увы, пророчество поэта относительно самого себя не сбылось. Последний декабрьский день 1925 года оказался праздником со слезами на глазах.

    Поэт потерял веру в любовь, в социальную справедливость, в новый строй

    В этот день москвичи и многочисленные гости столицы хоронили Сергея Есенина. За час до торжественного боя курантов его лучший друг поэт Анатолий Мариенгоф плакал в своей комнате на Тверском бульваре.


    Он никак не мог понять, как люди, которые недавно шли со скорбным видом за гробом поэта сейчас прихорашиваются, крутятся перед зеркалом, завязывают галстуки. А в полночь будут поздравлять друг друга с Новым годом, чокаться бокалами с шампанским.

    Он поделился этими скорбными мыслями с женой. Жена тогда философски сказала ему:

    Это жизнь, Толя!

    Живая грелка

    Всю ночь они сидели на тахте, перебирали фотографии, на которых был молодой, задорный, насмешливый Сергей. Читали наизусть его волшебные . А еще Анатолий Борисович вспоминал, как до своей женитьбы они с Есениным жили в Москве, не имея собственной крыши над головой.


    К слову сказать, великий поэт так и не получил столичной квартиры, несмотря на свою сумасшедшую известность. «Ведь ночует же он где-то теперь, ну вот пускай там и живет», - с неотразимой логикой развел руками чиновник администрации Краснопресненского района, куда, миновав пять бюрократических инстанций, поступила бумага из аппарата Троцкого с предложением предоставить жилплощадь Есенину. «Сколько у нас в Москве, и что же - всем давать по квартире?»

    От «бомжевания» Есенина спасали друзья. Но главным образом - подруги. Первое время Есенин жил совместно с Анатолием Мариенгофом, ютясь у знакомых или снимая на время угол. Собратья по литературному цеху разлучались так редко, что дали повод всей Москве говорить об интимной близости между собой.

    Великий поэт так и не получил столичной квартиры, несмотря на свою сумасшедшую известность

    И в самом деле – им даже приходилось спать на одной кровати! А что прикажете делать, если нечем квартиру топить, а стихи можно записывать только в теплых перчатках!

    Однажды малоизвестная московская поэтесса попросила Сергея оказать ей помощь при устройстве на работу. Девушка была розовощекой, крутобедрой с пышными мягкими плечами. Поэт предложил ей платить жалованье хорошей машинистки. Для этого она должна была приходить к друзьям ночью, раздеваться, ложиться под одеяло и уходить, когда постель согреется. Есенин пообещал, что во время процедуры разевания и одевания смотреть на девушку они не будут.

    Три дня уже известные в ту пору поэты в теплую постель. На четвертый младая сочинительница не выдержала и возмущенно отказалась от легкой, но странной службы. На недоуменный вопрос истинных джентльменов: «В чем дело?», она гневно воскликнула:

    Я не нанималась греть простыни у святых!

    Говорят, Мариенгоф из дружеских побуждений подзуживал Есенина против Зинаиды Райх, возбуждал в нем необоснованную ревность. В результате, Сергей развелся с любимой женщиной. С тех пор семейная жизнь у него так и не сложилась.


    Хотя Зинаиду и Райх и своих детей поэт . Впрочем, трудно представить Сергея Есенина, обладателя легкой походки и любителя шумных застолий, в качестве солидного отца семейства и верного мужа.

    Мариенгоф из дружеских побуждений подзуживал Есенина против Зинаиды Райх

    Он шагал вперед по жизни широкими шагами, словно торопился пройти ее поскорее. Айседора Дункан даже подарила поэту золотые часы, но он все равно оставался не в ладах со временем.

    Танцовщица Айседора Дункан

    Женитьба на знаменитой танцовщице, француженке Дункан была воспринята в окружении поэта, как его желание решить наконец–то жилищную проблему. Тогда сразу же зазвучала едкая частушка на московских улицах:

    Толя ходит неумыт,

    А Сережа чистенький.

    Потому Сережа спит

    С Дуней на Пречистенке.

    Между тем чувство Есенина, резко вспыхнувшее у всех на глазах, иначе как любовью назвать нельзя.


    Но той тяжелой любовью, в которой преобладает страсть. Есенин отдался ей, не раздумывая, не контролируя своих слов и поступков. Впрочем, слов было немного – он не знал ни английского, ни французского, да и Айседора по-русски объяснялась плохо. Но одним из первых ее изречений о Есенине было «». А когда он грубо ее оттолкнул, она радостно воскликнула: «Русская лубовь!»

    Обольстительнице многих европейских знаменитостей с утонченными вкусами и манерами поведение взрывного русского поэта с золотоволосой головой пришлось по сердцу. А ему, вчерашнему мужичку-провинциалу, завоевателю столичных красавиц, видимо, захотелось низвести эту изысканную, обласканную салонной жизнью женщину до уровня деревенской девки.

    Не случайно и звал он ее за глаза в кругу приятелей «Дунька». Айседора стояла перед ним на коленях, но он предпочел беспокойную жизнь между небом и землей ее сладкому плену.


    Сергей Есенин и Айседора Дункан — история любви

    В особняке Дункан практически не знали, что такое вода - утоляли жажду французскими винами, коньяком и шампанским. Тяжкое впечатление на Есенина произвела поездка с «Дунькой» за границу. Самодовольство сытеньких, пошленьких буржуа, а на их фоне заметно потяжелевшая от пьянства, на глазах танцовщица – все это угнетало Есенина. После очередного скандала в Париже Айседора заточила своего «королевича» в частный сумасшедший дом. Трое суток поэт провел с «шизиками», каждую секунду опасаясь за свой рассудок.

    Он заболевает манией преследования. В России эта болезнь усилится, расшатает и без того слишком чувствительную нервную психику. Увы, но даже близкие люди относились к недугу поэта как к проявлению мнительности, очередному чудачеству.

    Да, Есенин был, в самом деле, мнителен, страшился сифилиса, бича смутного времени, то и дело сдавал кровь на анализ. Но за ним и в самом деле следили – в его окружении были тайные агенты ЧК, его часто провоцировали на скандалы и таскали в милицию. Достаточно сказать, что за пять лет на Есенина было заведено пять уголовных дел, и в последнее время он находился в розыске!


    Диагноз — мания преследования

    Перед его носом махал наганом любимец Дзержинского - авантюрист и убийца Блюмкин, его настигали в темноте какие-то люди в черном и требовали огромные деньги взамен спокойствия, у него воровали рукописи, избивали и грабили неоднократно. А друзья? Именно они подталкивали Есенина к . Они ели и пили за его счет, завидуя, не могли простить Есенину того, чем сами были обделены – гениальности и красоты, всего лишь. Того, что он разбрасывал пригоршнями золотые россыпи своей звонкоголосой души.

    Землю попашет, попишет стихи

    Советской власти стиль жизни и творчество Есенина были совершенно чужды. Она боялась его колоссального влияния на взбудораженное общество, на молодежь. Все ее попытки урезонить и приручить поэта успеха не возымели.

    Тогда началась травля в журналах и на публичных диспутах, унижение с выдачей ему урезанных гонораров. Поэт, сознававший уникальность и могущество своего дара, не мог этого перенести. Психика его была окончательно расшатана, в последний год у Есенина случались зрительные галлюцинации.


    Что он думал незадолго до смерти, спрятавшись в московской клинике для душевнобольных от ослепленной большевиками Фемиды?

    В его окружении были тайные агенты ЧК, его часто провоцировали на скандалы и таскали в милицию

    Даже там его осаждали бесчисленные кредиторы. А что впереди – нищета, ведь Есенин еще в деревню посылал деньги, сестер содержал, а куда голову преклонить? Не на тюремные же нары, ! Вернуться в деревню? Писал же Маяковский: «землю попашет, попишет стихи»?

    Нет, Есенин был отравлен и славой, и столичной жизнью, а бедность и жадность крестьян приводили его в отчаянье. Хотя в Москве его грызло жуткое одиночество, усугубленное пристальным и праздным вниманием падкой на сенсации публики. От этого одиночества и рождались такие тягостные предчувствия:

    Мне страшно – ведь душа проходит,

    Как молодость и как любовь.


    С любовью и молодостью он уже распрощался, неужели еще предстоит расстаться – уже навеки – с душой? Может быть, одна из главных трагедий жизни Есенина - утрата веры. Не было у него опоры извне, и, что , он терял уверенность в собственных силах, будучи к 30 годам и душевно, и физически болен.

    Галина Бениславская - смерть

    И все же опора извне была, но и она в декабре 1925 года подломилась. Пять лет неотступно следовала за Есениным Галина Бениславская. Его душеприказчица, хранительница рукописей и заветных мыслей поэта, она прощала ему все измены. И всегда пускала бомжа-поэта к себе, более того – искала его по всей Москве, когда он исчезал время от времени. Вытаскивала его из омута кабацкой жизни, за что ее однажды едва не убили «друзья» Есенина.


    Но не могла ему простить Бениславская женитьбы – уже четвертой!- на Софье - внучке Льва Толстого (этот брак также окончился неудачей). Поэтому и не захотела Галина придти к больному поэту в клинику для очень важного разговора. Возможно, она сумела бы уберечь своего любимого Сережу от страшного поступка холодной зимой 1925 года.

    С любовью и молодостью он уже распрощался, неужели еще предстоит расстаться с душой?

    После гибели Есенина по всей России прокатилась волна самоубийств. Но Галя хотела жить – для того, чтобы написать правду о взаимоотношениях с великим поэтом, для того, чтобы собрать и подготовить для публикаций все обширнейшее творческое наследие Есенина. Через год эта работа была завершена.

    Тогда Бениславская пришла на Ваганьково, выкурила пачку папирос, написала на ней прощальную записку и . Ей пришлось сыграть в русскую рулетку до «победного конца», так как в барабане ее нагана находилась единственная пуля. Рядом с есенинским холмиком теперь две могилы самых близких ему людей: матери и Галины.


    ВИДЕО: Читает Сергей Есенин. Исповедь хулигана