Нетрадиционные технологии в коррекционной работе логопеда. Инновационные технологии в работе логопеда Нетрадиционные логопедические технологии

Учитель - логопед ГБОУ ЦПМСС «Открытый мир», ГБОУ д\с№2444; ГБОУ ЦО № 1446
Елена Ивановна Кабаченко, Наталья Александровна Кабаченко.

Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО.

В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня.

В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.
В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
  • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
  • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
  • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
  • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  • Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос - искусство, мастерство, логос - учение.
В учебно-методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н.М.,Шеховцова Т.С., представлено определение педагогической (образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:

  • нейропсихологические технологии,
  • кинезитерапия,
  • гидрогимнастика,
  • суджок-терапия,
  • гимнастика Стрельниковой,
  • дыхательный тренажёр Фролова,
  • фитотерапия,
  • аурикулотерапия,
  • ароматерапия,
  • музыкотерапия,
  • хромотерапия,
  • литотерапия,
  • имаготерапия,
  • сказкотерапия,
  • песочная терапия,
  • различные модели и символы,
  • активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,
  • БОС технологии

В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младше школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
  • Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
  • Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • Новая технология - открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка - два слова, прилагательные;
  • третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например
1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.

1.Машина
2.Быстрая, мощная.
3.Едет, обгоняет, тормозит.
4.Я люблю кататься.
5.Транспорт.

1. Дождь
2. Мокрый, холодный
3. Капает, стучит, льётся
4. Я не люблю дождь
5. Вода

1. Заяц
2. Белый, пушистый
3. Скачет, прячется, боится
4. Я жалею зайца.
5. Дикие животные.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
  • владеть обобщением,
  • понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
  • согласовывать слова в предложении,
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.:Вита-Пресс, 2003
6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).
7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
Электронные ресурсы:
1. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем.
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410
2. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://festival.1september.ru/articles/518752/
3. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293
4. Педагогический словарь
http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Tehnologija-1271.html

Опыт работы учителя-логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу
учителя - логопеда.
Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи), это:
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;
- новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:
арт - терапевтические технологии;
современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
современные технологии сенсорного воспитания;
телесноориентированные техники;
«Су – Джок» – терапия;
криотерапия;
информационные технологии.
Виды арт-терапии:
музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
сказкотерапия;
куклотератия;
мнемотехника;
креативная игротерапия (песочная терапия);
смехотерапия;
ароматерапия;
цветотерапия (хромотерапия).
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.
Коррекционные задачи музыкотерапии:
нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
улучшение общего состояния детей;
улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
стимуляции речевой функции;
нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
формирование навыков словообразования;
формирование слоговой структуры слова.
Элементы музыкотерапии
Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
техника «кляксография»;
пальцевая живопись;
рисование мягкой бумагой;
рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
рисование на стекле;
ниткография;
рисование на манке;
техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п.;
техника отпечатывания ватой;
техника «оттиск пробками»;
рисование ладонями.
Телесноориентированные техники:
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
развивают мозолистое тело,
повышают стрессоустойчивость,
улучшают мыслительную деятельность,
способствуют улучшению памяти и внимания,
облегчают процесс чтения и письма,
улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Логопедический массаж
Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.
К основным видам логопедического массажа относятся:
классический ручной;
точечный;
аппаратный.
Пальцевый массаж
массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
прищепочный массаж;
массаж орехами, каштанами;
массаж шестигранными карандашами;
массаж чётками;
массаж травяными мешочками;
массаж камнями;
массаж зондами, зондозаменителями;
массаж приборами Су-Джок терапии.
Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Коррекционные задачи сказкотерапии:
создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
совершенствование лексико-грамматических средств языка;
совершенствование звуковой стороны речи;
развитие диалогической и монологической речи;
эффективность игровой мотивации детской речи;
взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Элементы сказкотерапии:
сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
связной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия способствует:
совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
обогащению словарного запаса;
развитию связной речи;
побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
развитию фантазии и образного мышления.
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.
Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.
Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута.
Виды ароматерапии:
ванны;
распыление;
ингаляциия;
массаж.
Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.
Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.
Работа с цветом способствует решению многих задач:
повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.
Цветотерапия, несомненно, способствует:
улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
приобретению детьми навыков психофизической релаксации.
Цветотерапия незаменима при использовании в детских учереждениях.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии:
повышение мотивации к логопедическим занятиям;
организация объективного контроля развития и деятельности детей;
расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
возможность быстрого создания собственного
дидактического материала;
визуализация акустических компонентов речи;
расширение спектра невебральных заданий;
обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Анна Нохрина
Инновационные технологии в логопедической практике

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

Инновационные технологии в логопедической практике

– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие,

Новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,

Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

Арт - терапевтические технологии;

Современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

Современные технологии сенсорного воспитания;

Телесноориентированные техники;

«Су – Джок» – терапия;

Криотерапия;

Информационные технологии.

Виды арт-терапии:

Музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

Изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);

Кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

Сказкотерапия;

Куклотератия;

Мнемотехника;

Креативная игротерапия (песочная терапия);

Смехотерапия;

Ароматерапия;

Цветотерапия (хромотерапия).

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

Нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

Стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

Улучшение общего состояния детей;

Улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

Формирование навыков словообразования;

Формирование слоговой структуры слова.

Элементы музыкотерапии

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Техники изо-терапии,

используемые для развития речи:

Техника «кляксография»;

Пальцевая живопись;

Рисование мягкой бумагой;

Рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

Рисование на стекле;

Ниткография;

Рисование на манке;

Техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;

Техника отпечатывания ватой;

Техника «оттиск пробками»;

Рисование ладонями.

Телесноориентированные техники:

Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

Растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

Упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

Развивают мозолистое тело,

Повышают стрессоустойчивость,

Улучшают мыслительную деятельность,

Способствуют улучшению памяти и внимания,

Облегчают процесс чтения и письма,

Улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Логопедический массаж

Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.

Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

К основным видам логопедического массажа относятся:

Классический ручной;

Точечный;

Аппаратный.

Пальцевый массаж

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

Прищепочный массаж;

Массаж орехами, каштанами;

Массаж шестигранными карандашами;

Массаж чётками;

Массаж травяными мешочками;

Массаж камнями;

Массаж зондами, зондозаменителями;

Массаж приборами Су-Джок терапии.

Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Коррекционные задачи сказкотерапии:

Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

Совершенствование лексико-грамматических средств языка;

Совершенствование звуковой стороны речи;

Развитие диалогической и монологической речи;

Эффективность игровой мотивации детской речи;

Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

Элементы сказкотерапии:

Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает в развитии:

Связной речи;

Ассоциативного мышления;

Зрительной и слуховой памяти;

Зрительного и слухового внимания;

Воображения;

Ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

Совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

Обогащению словарного запаса;

Развитию связной речи;

Побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

Развитию фантазии и образного мышления.

Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.

Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.

Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.

Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.

Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута.

Виды ароматерапии:

Распыление;

Ингаляциия;

Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.

Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Работа с цветом способствует решению многих задач:

Повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;

Обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;

Знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.

Цветотерапия, несомненно, способствует:

Улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;

Стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;

Приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Цветотерапия незаменима при использовании в детских учереждениях.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Возможности использования ИТ в логопедии:

Повышение мотивации к логопедическим занятиям;

Организация объективного контроля развития и деятельности детей;

Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

Возможность быстрого создания собственного

дидактического материала;

Визуализация акустических компонентов речи;

Расширение спектра невебральных заданий;

Обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;

За счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Спасибо за внимание! (Слайд-шоу прилагается)

Интерактивные технологии – это не только способ развлечь детей и обучить их чему-то в игровой форме. Это еще и отличный способ образования среды, способствующей выздоровлению людей, имеющих различные психологические и специфические заболевания и отклонения.

В частности, это касается детей, страдающих дефектами развития речи. Поэтому современные логопеды все чаще прибегают к использованию инновационных интерактивных технологий в работе с такими детьми.

Интерактивные технологии – лучший помощник любого логопеда!

Стоит помнить о том, что работа логопеда в ДОУ в соответствии с ФГОС подразумевает некоторые ограничения и обязанности, которые логопед должен соблюдать. Поэтому к программе обучения и работы с детьми, страдающими дефектами речи, стоит подходить со всей ответственностью.

К сожалению, методы, которые практикуют частные логопеды, не всегда вписываются во ФГОС, поэтому логопедам, работающим в ДОУ, приходится придумывать все новые способы работы с детьми, чтобы достичь положительных результатов.

К счастью, в помощь учителю-логопеду пришли современные технологии. В их числе и интерактивные программы, которые помогут ребенку в развлекательной форме с помощью приобретенного опыта исправить дефекты и отклонения в своей речи.

Современные технологии в работе учителя-логопеда помогают значительно ускорить процесс исправления дефектов и выздоровления ребенка. Теперь дети смогут, играя, полностью избавляться от своих проблем и стать полноценными членами общества.

В чем заключается польза интерактивных технологий в работе логопеда?

Хоть такие технологии еще и не совсем распространены в среде логопедов, однако логопед будущего будет обеспечен большим количеством самых разнообразных программ, которые помогут ему в работе и значительно облегчат достижение положительных результатов.

Интерактивные технологии и их роль в логопедической диагностике и лечении сегодня недооценены. Их польза довольно высока, так как облегчает логопеду в первую очередь работу с ребенком, превращая зачастую нужные и долгие занятия в интересную игру, которая помогает ребенку понять, как правильно произносить те или иные звуки.

Специальные интерактивные комплексы упростят работу логопеда, а детям принесут больше радости и интереса от занятий. К таким комплексам можно отнести, например:

  • Логопедический комплекс «Вундеркинд» с сенсорным экраном в несколько касаний и микрофоном. Такой комплекс не только помогает с речевым развитием ребенка, но и прививает ему навыки обращения с компьютерной техникой. Для логопедического комплекса подойдут любые программы и игры, необходимые для речевого развития ребенка.

В число программ, разработанных специально для преподавателей-логопедов, входят следующие игры:

Стоит помнить и о том, что, помимо вышеперечисленных игр, использование ИКТ в работе логопеда подразумевает использование огромного количества различных развивающих игр. Такие игры-программы позволяют сильно облегчить работу преподавателя и быстрее достигать положительных результатов.

Работа логопеда – не только работа с детьми, но и работа с родителями!

Стоит помнить, что работа логопеда закрепляется и дома. Ребенок должен дома с помощью родителей закреплять знания, полученные у логопеда. И интерактивные игры в этом случае будут хорошими помощниками не только для преподавателя, но и для родителей.

Хороший логопед всегда объяснит родителям, что для ребенка важна поддержка с их стороны, и занятия дома приблизят получение положительных результатов. Показывая родителям работу с интерактивными играми, логопед получает поддержку родных ребенка и достигает результатов быстрее, чем другие преподаватели.

Использование интерактивных игр в работе логопеда – лучший способ найти с ребенком общий язык и расширить свой опыт работы, не выходя за рамки ФГОС.

В работе с детьми я использую следующие образовательные технологии:

Технология развивающего обучения . Развитие личности и её способностей. Ориентация познавательной деятельности на потенциальные возможности ребенка. Развитие всех компонентов языковой системы.

Технология дифференцированного обучения Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых расстройств. Усвоение программы на различных планируемых уровнях. Чистое звукопроизношение, достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания.

Использование личностно-ориентированных технологий даёт мне возможность добиваться значительных результатов в развитии коммуникативных, интеллектуальных качеств детей, самостоятельности и их ответственности. Они позволяют: изучить личностные особенности каждого ребенка посредством общения; построить всю коррекционную работу с учетом индивидуально-типологических свойств личности ребенка, разработать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут; выработать индивидуальный стиль общения с каждым ребенком с целью достижения взаимопонимания для обеспечения максимальной эффективности коррекционного воздействия при устранении речевых и личностных нарушений.

Технология педагогики сотрудничества лежит в основе осуществления работы с родителями воспитанников (непременными участниками образовательного процесса )

Применение здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

Способствуют повышению речевой активности;

Развивают речевые умения и навыки;

Снимают напряжение, восстанавливают работоспособность;

Активизируют познавательный интерес;

Улучшают концентрацию внимания, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

В своей работе я использую следующие оздоровительные приемы:

1. Дыхательная гимнастика.

Стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы.

Формируем сильный, плавный и продолжительный выдох, нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе, дифференциацию ротового и носового выдоха.

2. Гимнастика для глаз .

Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации, улучшает восприятие. Профилактика нарушений зрения.

3. Мимическая гимнастика.

Способствует коммуникации, эмоциональному развитию. Выполняется перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции.

4. Самомассаж

лицевой и пальцевой мускулатуры (выполняет сам ребенок)для стимулирования и активизации мышечного тонуса. Укрепление мимической мускулатуры, формирование тактильных ощущений, развитие речи.

5.Артикуляционная гимнастика

Проводиться для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

6. Биоэнергопластика

- это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует его внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

7. Логопедический массаж

Проводится для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, подготовки условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

8.Пальчиковая гимнастика

Направлена на развитие мелкой моторики, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов. Крупотерапия, пескотерапия, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками и т.д. Прямопропорциональная зависимость развития мелкой моторики и речи.

9. Кинезиологические упражнения

– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие: развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость,

улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.

10. Развитие общей моторики

Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. Направлены на развитие координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. Физминутки по лексическим темам. Способствует повышению работоспособности, профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

11. Релаксация .

Снимает напряжение, чувство беспокойства. Развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии . Игра как форма деятельности с пособствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы , развитие любознательности

Логопедические занятия проходят в игровой форме . В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме . Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли.

Настольно-печатные игры - являются играми с правилами. Эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи.

Использование в логопедической работе игровых технологий с воспитанниками способствует предупреждению речевого дефекта, ребёнок развивает в игре речевые навыки. В логопедической работе я использую разные виды игр: речевые игры по коррекции звукопроизношения, дыхания, фонематического слуха, слоговой структуры, по формированию навыка звуко- буквенного анализа и синтеза. совершенствования лексико-грамматических категорий. Кроме того использую игры по развитию связной речи и формированию коммуникативных навыков, по формированию предпосылок к обучению грамоте, игры-драматизации, дидактические игры, словесные, настольно-печатные и пальчиковые игры.

В логопедической работе я использую и информационно- компьютерные технологии. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:

Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.

Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.

Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.

Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).

Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

Развивать зрительно-двигательную координацию.

Активизировать мыслительную деятельность детей.

Способствовать положительной динамике развития.

Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

Развитие слуховой памяти;

Развитие зрительного и слухового внимания;

Закрепление названий основных и оттеночных цветов

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) используются мной так же для повышения эффективности образовательного процесса в:

Подборе иллюстрированного материала к занятиям (сканирование, создание дидактических игр, интернет ресурсы);

Подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

Обмен опытом, знакомство с периодикой, разработками других педагогов;

Оформление групповой документации, папок- передвижек, информации для родителей.

Одной из инновационных образовательных технологий является метод проектов .

Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Таким образом, технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:

Расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

Совершенствовать звуковую сторону речи;

Развить способность к словотворчеству;

Формировать личностные качества ребенка;

Развить коммуникативные навыки;

Добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

В своей работе я реализовала следующие проекты: « Умные пальчики», « Мама- самый дорогой на свете человек!»

Владение новыми образовательными технологиями на уровне целостной системы позволяет мне также повышать свой профессиональный уровень.