630102, г. Новосибирск, ул. Блюхера, 71б
kovcheg.help@mail.ru
Томск +7 (913) 724 4013
Новосибирск +7 (983) 311 5590

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Ваше имя
+7 Заказать
Укажите номер телефона 10 цифр

Реализация потенциала

В каждом человеке заложен личностный потенциал, развивая который он может успешно противостоять зависимости, а при должной мотивации и усердии и полностью избавиться от неё. Этот потенциал личности мы рассматриваем как единый комплекс взаимосвязанных векторов развития, соответственно различным сферам жизнедеятельности индивида:

  1. Потенциал тела (физический вектор развития). 
  2. Потенциал чувств (эмоциональный вектор).
  3. Потенциал воли (личностный вектор).
  4. Потенциал разума (интеллектуальный вектор). 
  5. Социальный потенциал (общественный вектор).
  6. Потенциал творчества (креативный вектор).
  7. Духовный потенциал (духовный вектор).

Все потенциалы, как и сферы жизнедеятельности человека, к которым они относятся, безусловно, взаимосвязаны, поэтому любое нарушение в какой-либо одной сфере, непременно, влечёт за собой искажения и во всех остальных. В точности так же и восстановление одной из сфер незамедлительно приводит к положительным сдвигам в других сферах.

Рассмотрим немного подробнее каждый из потенциалов – что он собой представляет, как разрушается под воздействием психоактивных веществ и какие существуют пути для его реконструкции и последующего развития.

Потенциал тела отвечает за все аспекты, связанные с нашей жизненной активностью, энергией, самочувствием, физической болью и дискомфортом. В том числе, это тот «резервуар», где хранится наша трезвость или нетрезвость. Если человеческому организму не удается осуществить все заложенные в нем возможности, он начинает слабеть, как слабеют ноги, когда человек не ходит пешком. И эти слова мы с полным основанием можем отнести именно к физическому организму человека. Возникновение зависимости нарушает, прежде всего, общий приток жизненной энергии, во всех её формах – физической, витальной, психической, поскольку болезнь вытягивает её из организма человека. Вследствие этого жизненная активность человека заметно снижается, быстрее наступает усталость.

Потенциал разума отвечает за весь процесс мышления, память, обучаемость, самооценки, способность к познанию и адаптации. При длительном и постоянном употреблении искажаются все мыслительные процессы – ухудшается память, нарушается внимание, снижается способность к концентрации интеллектуальных усилий и т.д. 

В приложении к теме зависимости и созависимости можно сказать – «как ты мыслишь, так ты и существуешь». Когда употребление ПАВ переходит в стадию заболевания (химической зависимости), вся мыслительная деятельность человека, в конце концов, сводится к предмету зависимости и действиям, связанным с употреблением. Сходную картину мы имеем и в случае созависимости, где превалирует охваченность сознания пациента зависимостью близкого, концентрация мыслей на больном и его пагубном пристрастии.

Для восстановления потенциала необходима доскональная проработка вместе с психологом всех аспектов интеллектуальной составляющей личности пациента, глубокое исследование степени её разрушения. Такая работа в результате помогает пациенту понять и найти нужные инструменты для восстановления и развития потенциала интеллекта. 

Для достижения этой цели могут быть полезны любые методики и упражнения, заставляющие работать его мысль и концентрировать внимание. Даже такой простейший приём, как ведение дневника, оказывает своё благотворное влияние – это помогает не только фиксировать свои действия и реакции, но и анализировать и систематизировать накопленные наблюдения.

Аналогичные приёмы эффективны и при работе с потенциалом воли (действия). Уровень развития данного потенциала определяет способность или неспособность человека делать осознанный выбор, совершать действия, принимать на себя ответственность, выполнять повседневные дела и рабочие обязанности, характеризует уровень его независимости. 

По мере прогрессирования заболевания потенциал воли человека, подверженного его воздействию, в итоге сводится фактически к нулю. Всем поведением зависимого человека начинает руководить физическая тяга к веществу либо неуправляемая потребность в абсолютном контроле над действиями близкого в случае созависимости.

Путь к восстановлению свободной воли и способности управлять своими действиями лежит, прежде всего, через осознавание проблемы, понимание своей порабощённости болезнью, через принятие ответственности за свои поступки и свою жизнь, приобретение навыков принятия решений и способности делать выбор. К этим целям психолог совместно с пациентом должны двигаться постепенно, шаг за шагом, параллельно с реконструкцией эмоциональной и интеллектуальной сфер. 

Важнейшей составляющей жизни человека являются его чувства, эмоции. Употребление психоактивных веществ наиболее явным образом сказывается на эмоциональной сфере – человек теряет способность осознавать, выражать и контролировать свои чувства, понимать чувства других. Для большинства зависимых типичным способом избавления от душевной боли и неудовлетворённости становится отказ от чувствования, подавление эмоций.
Чтобы привести в равновесие эмоциональную сферу, нужно помочь пациенту разобраться в том, какую роль в его жизни играют чувства, научить его распознавать свое эмоциональное состояние и его причины.

К социальному потенциалу мы относим все взаимосвязи человека с окружающим его миром – межличностные и внутрисемейные отношения, общественные коммуникации, трудовую деятельность, информационную и культурную среду, круг общения и т.д. Проблемы в этой сфере можно решить, научив зависимого выстраивать здоровые, полноценные отношения. 

Наиболее тонкой, сложно организованной и очень чувствительной сферой личности человека является его духовный мир. У каждого человека имеются свои духовные потребности – потребность в познании окружающего мира и себя самого, в познании смысла своего существования, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Восстанавливается же духовность очень непросто, зато любой, даже самый минимальный, на первый взгляд, сдвиг в позитивном направлении приводит к разительным качественным изменениям и всех других сторон жизни пациента. 

Пути восстановления духовной сферы могут быть самыми различными – это и работа с убеждениями, и развитие эмоционального интеллекта, и духовное общение, приобщение к культуре и искусству.

К духовной сфере в нашей модели реабилитации мы также относим потенциал творчества. Творческая деятельность есть одно из проявлений духовности, она неразрывно связана с познанием окружающего мира и преобразованием его, с созидательными процессами, стремлением к красоте и гармонии. Стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей у разных людей выражается по-разному, поэтому одна из задач психолога – увидеть уникальность пациента, распознать его творческие стремления и способности и помочь проявить их. 

Любые позитивные сдвиги в одной из сфер незамедлительно приводят к благотворным изменениям в остальных, поскольку все они взаимно обуславливают друг друга. 

Помочь человеку увидеть свои истинные возможности и научиться их использовать для преодоления зависимости и своего дальнейшего личностного развития, и есть основная цель реабилитационного процесса.