Фагоцитоз и способность организма человека вырабатывать антитела. Виды иммунитета

ВАРИАНТ 1.

1.

1) желчь 2) слюна 3) лимфа 4) желудочный сок

2. Кровеносная система человека

1) незамкнутая, сердце четырёхкамерное 2) замкнутая, сердце трёхкамерное

3) незамкнутая, сердце трёхкамерное 4) замкнутая, сердце четырёхкамерное

3. Какую функцию выполняют лейкоциты крови?

1) транспортируют газы 2) обеспечивают иммунитет

3) переносят питательные вещества 4) обеспечивают свёртываемость крови

4. Способ предупреждения заболевания коровьей оспой впервые предложил

1) И. Мечников 2) И. Павлов 3) Э. Дженнер 4) Л. Пастер

5.

1) физиологический раствор 2) вакцина 3) плазма 4) сыворотка

6. Подавляющее большинство людей в детстве болеют ветрянкой (ветряной оспой). Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?

1) естественный врождённый 2) искусственный активный

3) естественный приобретённый 4) искусственный пассивный

7. Кому и для чего необходимо носить марлевую маску, закрывающую рот и нос?

1) здоровому человеку в общественных местах, чтобы не заразиться от окружающих

2) здоровому человеку всё время, чтобы не заразиться находящимися в воздухе вирусами

3) больному человеку в общественных местах, чтобы не заражать окружающих

4) больному человеку всё время, чтобы не увеличивать количество находящихся в воздухе вирусов

8. Если температура тела держится на уровне 37,5 °С несколько дней, необходимо

1) замотать горло шарфом 2) сделать йодную сеточку на груди

3) принять сильнодействующие антибиотики 4) обратиться к врачу

9. Верны ли суждения о видах иммунитета у человека?

А. При вакцинировании в кровь человека поступают убитые или ослабленные возбудители болезни, лечебная сыворотка содержит готовые антитела, образованные в крови животных.

Б. Под действием вакцины в организме человека вырабатывается пассивный искусственный иммунитет, под действием сыворотки – активный.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. При укусе насекомого в кровь человека могут попасть возбудители

1) малярии 2) гриппа 3) дизентерии 4) туберкулёза

11. Опасность ВИЧ заключается в том, что он

1) генетически наследуется 2) передаётся воздушно-капельным путём

3) может привести к потере иммунитета 4) заразен при рукопожатии

12. Людям, заболевшим дифтерией, назначают

1) болеутоляющие средства 2) ослабленную вакцину

3) лечебную сыворотку 4) промывание желудка

13. Увеличение числа лейкоцитов в крови свидетельствует о

1) повышении скорости свёртывания крови 2) понижении давления крови

3) наличии воспалительного процесса 4) развивающемся малокровии

14. Загрязнение царапин и ран смертельно опасно, потому что

1)

2)

3)

4) может нарушится питание тканей

15. Пострадавшему от укуса бешеной собаки вводят

1) готовые антитела 2) антибиотики

3) ослабленных возбудителей болезни 4) обезболивающие лекарства

16. Обеззараживание чужеродных тел и веществ в организме человека обеспечивают

1) ионы плазмы 2) витамины 3) антитела 4) ферменты

17*. Какой фактор может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) нанесение татуировки 2) плавание в бассейне

3) прокалывание ушей 4) уход за больным СПИДом

5) незащищённые половые связи 6) обучение с учащимся – носителем вируса

18*. Установите соответствие между фактором и видом иммунитета человека, с которым этот фактор связан: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ФАКТОР

А) введение ослабленных
микроорганизмов

Б) воздействие лечебных сывороток

В) перенесение болезни

Г) введение убитых микроорганизмов

Д) передача иммунитета по наследству

Е) вскармливание грудным молоком

ВИД ИММУНИТЕТА

1) естественный

2) искусственный

19*.

МЕХАНИЗМ ИММУНИТЕТА

Иммунология это наука о механизмах защитных реакций организма. У её истоков стояли Л. Пастер, И.И. Мечников, П. Эрлих. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И. Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых веществ антител.

В настоящее время иммунитет подразделяют на неспецифический и специфический. Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови чужеродные элементы бактериальные клетки, белковые молекулы и другие мельчайшие частицы.

Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специфических иммунных реакциях участвуют Т и В- лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные вещества и пересаженные ткани, а также собственные раковые клетки организма, то есть участвуют в выработке специальных белков антител. Именно они создают специфический клеточный иммунитет. В-лимфоциты способны нейтрализовать определённые антигены, растворяя или склеивая их. Специфический иммунитет бывает врождённый и приобретённый. При приобрётенном иммунитете антитела образуются в течение жизни, а при врождённом иммунитете они имеются в крови от рождения.

Используя содержание текста «Механизм иммунитета», ответьте на следующие вопросы.

1) Кто является создателем теории клеточного иммунитета?

2) Какие клетки, согласно теории П.Эрлиха, обеспечивают иммунитет?

3) Что, согласно клеточной теории иммунитета, вызывает иммунный ответ организма?

Проверочная работа по теме: «ИММУНИТЕТ»

ВАРИАНТ 2.

1. Какие элементы крови придают ей красный цвет?

1) лейкоциты 2) тромбоциты 3) эритроциты 4) белки плазмы

2. Основной объём плазмы крови составляет(-ют)

1) вода 2) глюкоза 3) белки 4) липиды

3. Что является основой тромба?

1) антитело 2) гемоглобин 3) холестерин 4) фибрин

4. Какой орган входит в состав иммунной системы человека?

1) почка 2) аорта 3) щитовидная железа 4) вилочковая железа

5. Предупредительные прививки защищают здорового человека от заболеваний

1) наследственных 2) психических 3) сердечно-сосудистых 4) инфекционных

6. Какой иммунитет возникает у человека после перенесения инфекционного заболевания?

1) естественный врождённый 2) искусственный активный

3) естественный приобретённый 4) искусственный пассивный

7. Как часто носящему марлевую маску, закрывающую рот и нос, надо её менять?

1) каждые 5 минут 2) раз в несколько часов

3) можно носить несколько дней 4) можно всегда носить одну и ту же маску

8. Вероятность повторного заболевания ветряной оспой (ветрянкой) у человека, перенесшего её в детстве, ближе к

1) 0% 2) 25% 3) 50% 4) 100%

9.

А. Иммунитет это состояние организма, при котором повышается численность эритроцитов или содержание гемоглобина в них.

Б. Фагоцитоз и выработка антител обеспечивают иммунитет.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Предупредительные прививки вызывают появление в плазме крови человека

1) ферментов 2) гормонов 3) антител 4) лейкоцитов

11. ВИЧ-инфекцией нельзя заразиться

1) при половом контакте 2) при переливании крови

3) от матери к ребёнку 4) через одежду больного человека

12. В экстренных случаях больному вводят лечебную сыворотку, которая содержит

1) вещества, выделяемые возбудителями заболеваний

2) антитела против возбудителей инфекционного заболевания

3) ослабленных возбудителей заболеваний

4) высокую концентрацию минеральных солей

13. На что указывает длительное увеличение числа лейкоцитов в анализе крови пациента?

1) на возникновение малокровия 2) на заболевание сердца

3) на воспалительный процесс в организме

4) на уменьшение способности крови к свёртыванию

14. Нарушение целостности кожных покровов при работе на огороде опасно, потому что

1) в рану могут проникнуть яйца глистов

2) может прекратиться доступ воздуха к тканям

3) нарушается процесс свёртывания крови

4) могут проникнуть возбудители столбняка

15. При укусах собаки необходимо сделать прививку против

1) столбняка 2) дифтерии 3) бешенства 4) туберкулёза

16. Чем обеспечивается неспецифический иммунитет человека?

1) желудочным соком 2) Т-лимфоцитами 3) В-лимфоцитами 4) антителами

17*. Какие признаки могут служить подтверждением воспалительного процесса
в организме человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) покраснение кожных покровов

2) колебания температуры тела в течении дня в интервале 36,2 °С–36,9 °С

3) увеличение количества лейкоцитов до 12–14 тыс. в 1 мм 3 крови

4) увеличение количества эритроцитов с 4–5 млн до 5–6 млн в 1 мм 3 крови

5) появление пота, не вызванное физической нагрузкой

6) нарушение концентрации солей в плазме крови

18*. Прочитайте текст и выполните задание.

Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным. Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

Используя содержание текста, ответьте на вопросы.

1) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью сыворотки?

2) Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?

3) Где образуются антитела при вакцинации?

Проверочная работа по теме: «ИММУНИТЕТ»

ВАРИАНТ 3.

1. Что является компонентом внутренней среды организма человека?

1) желчь 2) слюна 3) кровь 4) желудочный сок

2. Какую функцию выполняет кровь в организме человека?

1) рефлекторную 2) защитную 3) строительную 4) опорную

3. Как называют безъядерные форменные элементы крови, разрушение которых приводит к свёртыванию крови?

1) эритроциты 2) тромбоциты 3) лимфоциты 4) макрофаги

4. Как называют препарат, содержащий ослабленные микробы, который вводят человеку в целях выработки иммунитета?

1) физиологический раствор 2) вакцина 3) плазма 4) лимфа

5. К дефекту иммунной системы человека относят

1) аллергию 2) малокровие 3) гемофилию 4) гипертонию

6. Введение в кровь препарата ослабленных возбудителей заболевания приводит к формированию иммунитета

1) искусственного активного 2) искусственного пассивного

3) естественного врождённого 4) естественного приобретённого

7. Главная причина создания новых антибиотиков против известных возбудителей заболеваний это

1) развитие биотехнологии 2) появление новых заболеваний

3) быстрая приспособляемость бактерий к антибиотикам

4) ограниченность сроков хранения антибиотиков

8. Почему в первые дни инфекционного заболевания при повышении температуры тела до 38 °С не рекомендуется давать жаропонижающие препараты?

1) они препятствуют активации защитных сил организма

2) они не снижают высокую температуру тела

3) они приводят к осложнениям болезни 4) они разрушают лейкоциты

9. Верны ли суждения об иммунитете?

А. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний.

Б. Специфический иммунитет бывает только приобретённым.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Чем сопровождается малярия?

1) разрушением эритроцитов 2) потерей ложноножек лейкоцитами

3) нарушением свёртываемости крови 4) увеличением числа тромбоцитов

11. Какая из перечисленных причин может привести к заболеванию СПИД?

1) пользование чужой зубной щеткой

2) обучение в классе с больным товарищем

3) прохождение флюорографического обследования

4) рукопожатие с больным человеком

12. Что нельзя вводить непосредственно в кровеносный сосуд больному дифтерией?

1) физиологический раствор 2) антибиотик

3) обезболивающее лекарство 4) вакцину

13. К возникновению острых инфекционных заболеваний почек может привести

1) малоподвижный образ жизни 2) обильное питьё в жаркие летние дни

3) частая ангина 4) неправильное питание

14. Какое заболевание передаётся воздушно-капельным путём?

1) малярия 2) малокровие 3) грипп 4) гастрит

15. Какое животное может при укусе заразить человека бешенством?

1) лисица 2) бобр 3) попугай 4) оса

16. Что обеспечивает неспецифический иммунитет человека?

1) лизоцим слюны 2) Т-лимфоциты 3) В-лимфоциты 4) антитела

17*. Какие заболевания человека вызываются бактериями? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) грипп 2) коклюш 3) СПИД 4) кариес 5) герпес 6) столбняк

18*. Прочитайте текст и выполните задание.

СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ

С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал. В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки.

В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания. Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.

Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки», ответьте на вопросы.

1) Чем живая вакцина отличается от инактивированной?

2) К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?

3) В чём заключается недостаток использования живых вакцин?

Проверочная работа

Вопрос 1. Что такое иммунитет?
Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также инородных тел и веществ и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей.

Вопрос 2. К какому виду иммунитета относится фагоцитоз?
Фагоцитоз относится к неспецифическому (клеточному) виду иммунитета.

Вопрос 3. Как образуются антитела?
В организме человека имеются специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции. Это - костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы. Вырабатываемые в них лимфоциты обеспечивают гуморальный иммунитет. Лимфоциты могут жить очень долго; они обладают «иммунной памятью», то есть усиленной реакцией при повторной встрече с чужеродным телом. Т-лимфоциты формируются в тимусе, В-лимфоциты - в лимфатических узлах. Т-лимфоциты - это тимусзависимые лейкоциты. Это клетки киллеры - они убивают чужеродные клетки. Есть также Т-лимфоциты хелперы: они стимулируют иммунитет, взаимодействуя с В-лимфоцитами. Многие Т-лимфоциты способны распознавать микробные и другие антигены и расшифровывать их химическую структуру. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела. Каждый вид антител способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т-лимфоцит.

Вопрос 4. Могут ли антитела, выработанные против дифтерии, обезвредить столбнячный яд?
Нет, так как каждый вид антител обезвреживает только соответствующий антиген.

Вопрос 5. Что такое воспаление? Каковы его признаки?
Воспаление - это сложная приспособительная сосудисто-тканевая реакция организма на повреждение целостности тканей и проникновение чужеродных организмов или веществ.
Основныеобщие признаки воспаления: повышение температуры тела и изменение состава крови. Местные признаки воспаления: краснота, боль, жар, припухлость, нарушение функции.

Вопрос 6. Какие заболевания называют инфекционными? Что для них характерно?
Инфекционные заболевания - это заболевания, которые вызываются патогенными бактериями (сыпной тиф, чума, холера, сифилис, туберкулез, ангина и др.), а также вирусами (грипп, СПИД, герпес, гепатит, корь, бешенство, натуральная оспа, энцефалит, многие злокачественные опухоли и др.). Инфекционные заболевания заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета. Под цикличностью течения заболевания принято пони мать закономерную смену симптомов болезни. Так, после попадания в организм инфекции больной некоторое время не чувствует каких-либо изменений. Это скрытый период болезни. Здесь происходит, с одной стороны, размножение возбудителя, а с другой - нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител. Болезнь не наступает, если антителам удается в самом начале подавить размножение возбудителя. В противном случае постепенно развиваются симптомы болезни. В это время в организме происходит интенсивное накопление возбудителя, вредных веществ, которые он выделяет, а также уничтожающих их антител. В стадии выздоровления антитела начинают сдерживать размножение возбудителя и нейтрализуют его яды. Человек выздоравливает.

Вопрос 7. Что такое «ворота инфекции»?
Путь, через который возбудитель болезни попадает в организм, называют «воротами инфекции».
Вопрос 8. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?
Бацилло- и вирусоносители представляют опасность для окружающих, так как такие люди могут, сами того не подозревая, заражать окружающих.

Многие защитные приспособления организма являются врожденными, другие проявляются как реакция на происшедшее заражение. Известно, что человек, переболев некоторыми заразными болезнями (натуральной и ветряной оспой, корью, скарлатиной, коклюшем, свинкой и др.), при повторном заражении, как правило, не заболевает. Он оказывается защищенным от развития болезни приобретенным к ней иммунитетом. Такой иммунитет является строго специфичным: он действует лишь против возбудителей определенной инфекции.

Механизм приобретенной невосприимчивости весьма сложен, он обеспечивается рядом факторов. Среди них важную роль играют так называемый фагоцитоз и образование в крови особых защитных веществ - антител.

Фагоцитоз - явление, открытое и тщательно изученное знаменитым отечественным ученым И. И. Мечниковым. Сущность этого явления состоит в следующем. Белые кровяные тельца (лейкоциты) и клетки некоторых тканей организма обладают способностью активно захватывать и переваривать попадающие в организм микробы. Такие клетки И. И. Мечников назвал фагоцитами, что в переводе означает клетки-пожиратели. Отсюда произошло и название самого явления - фагоцитоз. При помощи фагоцитоза осуществляется, например, борьба организма со вторгнувшимися гноеродными микробами. Фагоцитоз играет большую роль и в развитии приобретенного иммунитета, который в значительной степени обеспечивается благодаря усилению фагоцитарной активности защитных клеток.

Второй важнейший фактор приобретенного иммунитета - антитела . Это особые защитные вещества, образующиеся в крови в ответ на действие микробов и их токсинов. Антитела являются видоизмененными белками (глобулинами) сыворотки крови. Воздействуя на микробов или соединяясь с их токсинами, они обезвреживают их. Таким образом происходит не только освобождение организма от возбудителя, но и развитие иммунитета, предохраняющего от заболевания этой инфекцией в будущем. Благодаря наличию антител кровяная сыворотка людей, перенесших ту или иную заразную болезнь, например дифтерию, корь, скарлатину, коклюш, полиомиелит и др., обладает соответствующими защитными свойствами. Следует отметить, что иммунитет приобретается не только после инфекционной болезни, проявляющейся рядом симптомов, но и после инфекции, протекавшей скрыто.

При вирусных инфекциях, помимо специфических антител, большую роль в защитных реакциях организма играет так называемый интерферон . Это - белковой природы вещество, которое образуется внутри клеток организма при проникновении в них различных вирусов. Интерферон препятствует размножению вируса в клетке и тем самым предохраняет ее от поражения. В отличие от антител интерферон не обладает строгой специфичностью: если он образовался в ответ на воздействие какого-либо определенного вирусного агента, то он защищает клетку и от многих других вирусов. Действие этого защитного фактора непродолжительно, он не обеспечивает длительной, стойкой невосприимчивости к вирусным инфекциям.

Иммунитет после перенесенного заболевания может иметь различную длительность и прочность. Так, после кори, оспы, ветряной оспы, свинки, коклюша, полиомиелита и ряда других инфекционных болезней создается стойкий пожизненный иммунитет. Повторные заболевания этими инфекциями происходят в очень редких случаях. При других инфекциях ( , грипп, катары дыхательных путей и пр.) иммунитет менее продолжителен.

Защитная система организма, которая оберегает нас от вредных воздействий извне, называется иммунитетом. Чем крепче, сильнее защитная сила, тем здоровее человек. Существует неспецифический и специфический иммунитет, каждый вид одинаково важен. Для того чтобы наш организм вовремя справлялся с бактериями и вирусами и не давал развиваться заболеванию, иммунитет нужно постоянно укреплять. Формирование иммунитета, его обновление происходит на протяжении всей жизни. В статье разберем более подробно, как формируется специфический и неспецифический иммунитет. Что нужно делать, чтобы он вовремя справлялся со своей защитной функцией?

Понятие специфического иммунитета

Как специфический, так и неспецифический иммунитет формироваться начинает из стволовых клеток. В дальнейшем их пути расходятся: неспецифический отправляет свои клетки в селезенку, дорога специфического - в тимус или вилочковую железу. Там каждый из них превращается в антитела, которые уже выполняют свои защитные функции. Чем больше н а своем пути иммунная система встречает микроорганизмов, тем больший запас антител у нее появляется для борьбы с различными заболеваниями. Это и служит ответом на вопрос, почему домашние, изнеженные дети чаще болеют, чем те, которые растут на природе, на свежем воздухе.

Приобретенный (специфический) иммунитет - это способность организма не воспринимать определенные инфекции, формируется она всю жизнь. Специфический иммунитет в медицине подразделяют на два вида: активный и пассивный. Каким путем создается специфический иммунитет активный? Специфический иммунитет связан с фагоцитозом. Он появляется после перенесенных заболеваний либо при вакцинации, когда вводятся ослабленные бактерии и вирусы. Как только иммунная система сталкивается с возбудителем, происходит выработка антител. Повторное заболевание, вызванное этими же вирусами, пройдет в более легкой форме или совсем минует организм. Антитела, уже существующие в организме, быстро нейтрализуют врагов.

Пассивный специфический иммунитет

Для формирования в организм искусственно вводятся уже готовые антитела. Так, например, используется Также пассивный иммунитет формирует грудное вскармливание, вместе с молоком матери ребенок уже получает готовые защитные антитела.

Активный специфический иммунитет - это реакция на определенного возбудителя. Так, например, она появляется после вакцинации от оспы. Следует помнить, что наличие антител в крови, их активная работа, сопротивление возбудителям зависят от общего состояния иммунной системы, ее здоровья.

Неспецифический иммунитет

Формирование неспецифического, как и с пецифического иммунитета связано с фагоцитозом. Врожденный передается на м от родителей с генами, составляет он 60% всех наших защитных сил.

Фагоциты - клетки, которые поглощают чужеродные нам организмы. Формируются из стволовых клеток, "инструктаж" проходят в селезенке, где учатся распознавать чужаков.

Действует неспецифический иммунитет эффективно и просто: обнаруживает антигены и сразу их удаляет. Важная миссия и особенность неспецифического иммунитета - способность бороться и уничтожать опухолевые раковые клетки.

Как организована защита в нашем организме

На пути микробов первым барьером встает наша кожа, а также слизистые. Кроме механической защиты они еще обладают и бактерицидными свойствами, при условии, что на них нет повреждений. Защита обеспечивается секретами сальных и потовых желез. К примеру, уже через 15 минут при контакте со здоровой кожей погибает возбудитель брюшного тифа. Слизистыми выделяются секреты, которые крайне губительны для микробов.

Если микробы высокопатогенны или их атака слишком массированная, барьеров слизистой и кожи становится недостаточно. В таких случаях бактерии и вирусы проникают в организм. Возникает воспаление, при котором происходит включение сложных механизмов иммунитета. За работу принимаются лейкоциты, фагоциты, происходит выработка специальных веществ (иммуноглобулина, интерферона) для борьбы с «врагом». Такие реакции организма вызывает неспецифический иммунитет.

В это же время подключается специфический иммунитет, который образовывает факторы защиты - антитела, направленные на борьбу с определенным микробом. Во многом эффективность и скорость выработки антител будет зависеть от того, посещал ли уже организм данный возбудитель. Специфический иммунитет обеспечивается уже имеющимися антителами. Знакомые патогенные микроорганизмы будут быстро уничтожены. Если столкновения еще не было, то организму требуется время для выработки антител и для борьбы с новым незнакомым «противником».

Структура иммунной системы

Специфический иммунитет обеспечивается лимфоцитами одним из способов: гуморальным или клеточным. Вся иммунная система представляется в виде комплекса лимфоидной ткани и лимфоидных органов. Относятся сюда:

    костный мозг;

    селезенка;

    тимус;

    лимфатические узлы.

Также в состав иммунной системы включены:

    носоглоточные миндалины;

    лимфоидные бляшки в кишечнике;

    лимфоидные узелки, находящиеся в слизистой ЖКТ, урогенитальных путей, дыхательной трубки;

    лимфоидная диффузная ткань;

    лимфоидные клетки;

    межэпителиальные лимфоциты.

Главными элементами в иммунной системе можно назвать лимфоидные клетки и макрофаги. Лимфоидные органы являются для лимфоидных клеток «складами».

Что ослабляет иммунитет

Из-за чего у человека происходит Организм теряет свои защитные свойства из-за ряда причин, к которым можно отнести:

    неполноценное питание, нехватку витаминов и минералов;

    злоупотребление гормональными препаратами и антибиотиками;

    хронические стрессы и усталость;

    воздействие радиационной обстановки, атмосферных загрязнений.

Кроме этого, снизиться иммунитет может после оперативного вмешательства, наркоза, при большой кровопотере, ожогах, травмах, при интоксикациях и инфекциях, при частых простудах, хронических заболеваниях. Особенно снижение иммунитета проявляется после ОРВИ и гриппа.

Отдельно нужно выделить детский иммунитет. В период развития ребенка выделяют пять этапов, когда иммунитет может снизиться до критической отметки:

    возраст до 30 дней;

    с 3 по 6 месяцы;

    на 2 году жизни;

    с 4 по 6 год;

    в подростковом возрасте.

В педиатрии даже существует понятие ЧБД (часто болеющие дети), сюда относятся малыши, которые заболевают четыре раза за год и более.

Укрепление иммунитета

Чтобы усилить защитные функции, необходимо принимать меры по укреплению неспецифического и с пецифического иммунитета.

Неспецифический иммунитет укрепляется, если повышается общая сопротивляемость организма. Как правило, когда говорят, ч то нужно укрепить иммунитет, имеют ввиду именно неспецифический вид. Что для этого требуется:

    соблюдение режима дня;

    полноценное питание - содержание в пище необходимого количества минералов, витаминов, аминокислот;

    зан ятия спортом, закаливание организма;

    при ем препарат ов, укрепляющи х и усиливающих иммунитет, например с бета-каротином;

Избега йте частого приема антибиотиков, придержива й т е с ь только назначений врача.

Укрепление (создание) специфического иммунитета

Специфический иммунитет создается путем введения вакцины. Действует он целенаправленно против какого-либо заболевания. Стоит учитывать, что при проведении активной вакцинации, то есть при вводе ослабленных возбудителей болезни, защитные реакции организма сразу же направляются на выработку антител для борьбы с недугом. Вследствие этого реакция организма на другие инфекции временно ослабляется. Поэтому перед проведением вакцинации необходимо повысить, укрепить собственный неспецифический иммунитет. В ином случае есть вероятность быстро подхватить какой-либо вирус.

Способность иммунитета противостоять каким-либо «вторжениям» во многом зависит от такого фактора, как возраст человека. К примеру, иммунитет новорожденного располагает только теми антителами, которые передались ему от матери, поэтому в есть большая вероятность различных заболеваний. Издавна принято не показывать малыша посторонним в первый месяц и не выносить из дома, чтобы защитить его от различных специфических антигенов. У людей в пожилом возрасте снижается активность вилочковой железы, поэтому они часто становятся беззащитными перед различными вирусами. При выборе иммунокоррекции эти особенности возрастов необходимо учитывать.

Прививки

Вакцинация является надежным способом приобретения специфического иммунитета и возможностью защититься от конкретного заболевания. Активный иммунитет формируется за счет выработки антител на введенный ослабленный вирус. Сам по себе он не способен вызвать заболевание, однако способствует включению иммунитета, который реагирует именно на это заболевание.

Важно помнить, что после любой прививки может наблюдаться реакция, а также небольшие побочные эффекты в легкой форме. Это нормально, не стоит паниковать. У ослабленных детей часто обостряются хронические заболевания после прививок, потому что силы основного иммунитета направляются на выработку антител к введенному препарату. лучше реагируют, частота развития побочных эффектов не превышает 2%. Для того чтобы избежать осложнений, необходимо организм подготовить, нормализовать неспецифический иммунитет. Для этого подойдут все меры, описанные выше.

Каждый организм индивидуален по белковому составу, и иммунная система "стоит на страже" этого индивидуального состава.

Иммунитет – способность организма сохранять полученный по наследству индивидуальный состав белков; способ защиты организма от генетически чужеродных живых тел и веществ.

Виды иммунитета:

1. Неспецифический , направленный против любого чужеродного вещества (антигена). Он проявляется в виде гуморального, за счет продукции бактерицидных веществ, и клеточного, в результате которого осуществляется фагоцитоз и цитотоксический эффект.

2. Специфический , направленный против определенного чужеродного вещества. Реализуется в двух формах – гуморальный (продукция антител В-лимфоцитами и плазматическими клетками) и клеточный, который реализуется главным образом с участием Т-лимфоцитов.

Органы иммунной системы. Под иммунной системой в узком значении слова обычно понимаются механизмы защиты от чужеродного в генетическом отношении вещества, которые реализуются с участием лимфоцитов. Иммунная система – это совокупность лимфоидных иммунокомпетентных органов, тканей и клеток (вилочковая железа – тимус, лимфоузлы, селезенка, лимфатическая ткань аппендикса и пейеровых бляшек кишечника, миндалин носоглотки, костный мозг, лимфоциты и макрофаги), обеспечивающих механизмы иммунитета. Иммунная система распознает чужеродные агенты или антигены. Антигены – крупномолекулярные вещества с генетически чужеродной структурой или пространственной конфигурацией. Антигены: белки, полисахариды, липиды, полимеризованная нуклеиновая кислота.

Виды лимфоцитов:

1) клетки, узнающие чужеродный антиген и дающие сигнал началу иммунного ответа – антигенреактивные клетки, или клетки иммунологической памяти;

2) клетки-эффекторы, непосредственно выполняющие процесс элиминации чужеролного в генетическом отношении материала – цитотоксические клетки, или клетки-киллеры (убийцы), или клетки-эффекторы ГЗТ;

3) клетки, помогающие образованию эффекторов – хелперы;

4) клетки, тормозящие начало и осуществляющие прерывание, окончание иммунной реакции организма – супрессоры;

5) В-клетки, вырабатывающие иммуноглобулины

Всего у человека 10 12 лимфоцитов или 10 6 клонов. Число же возможных антигенов – около 10 4 . Это означает, что часть лимфоцитов "свободна" и готова к встречи с неизвестными еще антигенами.

Иммунитет обеспечивается иммунокомпетентными клетками, среди которых различают:

1. антигенпрезентирующие клетки (макрофаги, моноциты, эндотелиоциты, дендритные фагоциты), основной функцией которых является подготовка антигенных детерминат к распознаванию;

2. регуляторные клетки – лимфоциты (хелперы или помощники, супрессоры или подавители иммунного ответа, памяти);

3. эффекторные клетки – лимфоциты иммунной защиты (киллеры и антителопродуценты).

Основными иммунокомпетентными клетками являются лимфоциты, среди которых выделяют тимусзависимые или Т-лимфоциты и бурсазависимые или В-лимфоциты. Термин "бурса" произошел от фабрициевой сумки птиц, у млекопитающих и человека аналогом бурсы птиц является костный мозг. Т- и В-лимфоциты обеспечивают, соответственно, клеточный и гуморальный иммунитет.

Т-лимфоциты. Их развитие сначала в красном костном мозге, а затем в тимусе. 1. Хелперы – Th (I и II); 2. Цитотоксические (ЦТК) – киллеры; 3. Регулирующие (РЛ) – супрессоры. Обучаются в тимусе, обучение "строгое" в 2 этапа: обучаются узнавать собственные белки и учатся с ними не реагировать, но способны реагировать с другими; 99% погибают в результате плохого обучения.

В-лимфоциты. У птиц в "бурсовой сумке", у млекопитающих в красном костном мозге, селезенке и лимфоузлах; специфический иммунитет – направлен против конкретного белка; обучается сначала узнавать чужой антиген, а потом вырабатывать на них антитела. Клоны обученных В-лимфоцитов – большая часть превращается в плазматические клетки, из которых синтезируются иммуноглобулины; требуется 7 дней для размножения; клетки памяти.

Неспецифический иммунитет – в отношении всех антигенов и не всегда помогает: клеточный иммунитет, связанный с фагоцитозом; система комплимента – группа из 20 белков, которые находятся в плазме, по след. Атакуют белки: с-реактивный белок; цитокины – интерфероны α, β, ƴ – обладают противовирусной активностью.

Фагоцито́з - процесс, при котором специально предназначенные для этого клетки крови и тканей организма (фагоциты) захватывают и переваривают твердые частицы. Осуществляется двумя разновидностями клеток: циркулирующими в крови зернистыми лейкоцитами (гранулоцитами) и тканевыми макрофагами. Открытие фагоцитоза принадлежит И. И. Мечникову, который выявил этот процесс, проделывая опыты с морскими звёздами и дафниями, вводя в их организмы инородные тела. Например, когда Мечников поместил в тело дафнии спору грибка, то он заметил, что на неё нападают особые подвижные клетки. Когда же он ввёл слишком много спор, клетки не успели их все переварить, и животное погибло. Клетки, защищающие организм от бактерий, вирусов, спор грибов и пр., Мечников назвал фагоцитами.

У человека различают два типа профессиональных фагоцитов:

Нейтрофилы

Моноциты (в ткани - макрофаги)

Основные этапы фагоцитарной реакции сходны для клеток обоих типов. Реакция фагоцитоза может быть подразделена на несколько этапов:

1. Хемотаксис (стадия сближения). Фагоцит сближается с объектом фагоцитоза, что может быть результатом случайного столкновения в жидкой среде. Но главным механизмом сближения, по-видимому, является хемотаксис - направленное передвижение фагоцита по отношению к объекту фагоцитоза. Активное передвижение отчетливо наблюдается при наличии опорной поверхности клетки. Подобной поверхностью в естественных условиях служит ткань. В реакции фагоцитоза более важная роль принадлежит положительному хемотаксису. Ранее других клеток в очаг воспаления мигрируют нейтрофилы, существенно позже поступают макрофаги. Скорость хемотаксического перемещения для нейтрофилов и макрофагов сопоставима, различия во времени поступления, вероятно, связаны с разной скоростью их активации.

2. Адгезия фагоцитов к объекту (стадия прилипания). Обусловлена наличием на поверхности фагоцитов рецепторов для молекул, представленных на поверхности объекта (собственных или связавшихся с ним). Коснувшись объекта, фагоцит прикрепляется к нему. Лейкоциты, прилипшие в очаге воспаления к стенке сосуда, не отрываются даже при большой скорости кровотока. В механизме прилипания большую роль играет поверхностный заряд фагоцита. Поверхность фагоцитов заряжена отрицательно. Поэтому лучшая адгезия наблюдается, если объекты фагоцитоза заряжены положительно.

3. Стадия поглощения. Объект фагоцитоза может перемещаться двумя способами. В одном случае оболочка фагоцита в месте контакта с объектом втягивается и объект, прикрепленный к этому участку оболочки, втягивается в клетку, а свободные края мембраны смыкаются над объектом. Второй механизм поглощения - образование псевдоподий, которые обволакивают объект фагоцитоза и смыкаются над ним так, что, как и в первом случае, фагоцитированная частица оказывается заключенной в вакуоль внутри клетки. С помощью псевдоподий макрофаги поглощают микробов.

4. Стадия внутриклеточного переваривания. К вакуоли, содержащей фагоцитированный объект (фагосоме), присоединяются лизосомы и содержащиеся в них неактивные ферменты, активируясь, изливаются в вакуоли. Образуется пищеварительная вакуоль. В ней устанавливается рН около 5,0, что близко к оптимуму ферментов лизосом. В лизосом ах имеется широкий спектр ферментов, в том числе расщепляющих биологические макромолекулы рибонуклеазы, протеазы, амилазы, липазы.

Антитела. Они выполняют распознавание и специфическое связывание соответствующих антигенов и эффекторную функцию: антитело индуцирует физиологические процессы, направленные на уничтожение антигена (лизис, стимуляция специализированных иммунокомпетентных клеток). Все антитела можно разделить на 5 больших классов – IgG, IgM, IgA, IgD, IgE.

Иммуноглобулины IgG содержатся в сыворотке, имеют два участка для связывания антигена, осаждают растворимые в воде антигены, вызывают склеивание корпускулярных антигенов, вызывают их лизис, но при условии, что на антигене будет комплемент. В силу особенностей строения способны проходить через плаценту. Благодаря этому плод во время беременности получает от матери антитела против ряда возбудителей инфекционных болезней. Все остальные иммуноглобулины не способны в норме проходить через плацентарный барьер.

Иммуноглобулины IgM содержатся в сыворотке и лимфе. Они способны преципитировать (осаждать), агглютинировать (склеивать) и лизировать антигены. Этот класс иммуноглобулинов обладает наибольшей способностью к связыванию комплемента.

Иммуноглобулины IgA обнаружены в сыворотке и слизистых оболочках. Они не могут преципитировать, агглютинировать и лизировать корпускулярные антигены Под их влиянием активируется комплемент, в результате чего происходит опсонизация бактерий, что облегчает их захват фагоцитами (нейтрофилами и макрофагами).

Иммуноглобулины IgD находятся в сыворотке, они не способны связывать комплемент. Роль их до настоящего времени не ясна.

Иммуноглобулины IgE выявляются в сыворотке, не связывают комплемент, очевидно, участвуют в аллергических реакциях, так как при этих состояниях их концентрация в крови существенно возрастает.