Урок тире между подлежащим и сказуемым 8. Тире между подлежащим и сказуемым (8 класс)
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
  • Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
  • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации

Ход урока

1. Организационный момент .

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2. Проверка знаний.

Открыли тетради, записали число, классная работа

1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)

Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это...

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это...

3. Подлежащее – это...

4. Подлежащее чаще всего выражается...

5. Сказуемое – это главный член предложения, который...

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются...

8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых...

9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...

10. Составное именное сказуемое – это...

Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

3. Лингвистическая разминка.

На утренн... з...ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т...на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

Укажите вид сказуемого.

Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

Подчеркните грамматическую основу.

Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Сравните эти предложения.

Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым) . Запишите тему в тетрадь (слайд)

Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)

Молодцы!

4. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80

2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

Тире ставится:

1. Существительное + существительное Лес - друг человека.
2. Числительное + числительное Дважды два - четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу - любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг. Наша задача - хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное Ходить босиком - удовольствие.
6. Это, вот, значит Чтение - вот лучшее учение.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не Старост ь не радость.
2. При сказуемом есть как, будто Пруд как зеркало.
3. Подлеж. = местоим. Он врач.
Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться Ты - лучший человек на свете.

Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.

Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала.

1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.

2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

10. Пятью пять двадцать пять.

Правильные ответы:

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души - зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать - цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга - самая красивая река.

8. Великое дело - новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять - двадцать пять.

3. Исследование синтаксического материала.

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

Повесть “Капитанская дочка” - историческое произведение.

Основа повести - картины восстания Пугачева.

4. Письмо со вставками

Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений - это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.

1) Подарить букет тюльпанов (слайд) - значит, на языке цветов признаться в любви.

На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.

2) Астра (слайд) - это последняя улыбка осени.

- Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои...

3) Сирень (слайд ) точно нежное душистое море.

Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку - сирень.

7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)

8. Подведение итогов . (рефлексия)

9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)

Конспект урока по русскому языку в 8 классе: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цель урока:

углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: проектор,

ПК,

интерактивная доска.

Ход урока по русскому языку в 8 классе:

I . Орг.момент

У: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II . Вступительное слово учителя

У: Сегодня мы проводим урок-практикум.

Вы будете выполнять задания в рабочих листах, которые лежат на партах (подпишите их, пожалуйста) и самостоятельно контролировать свои знания и умения по теме урока, то есть оценивать самих себя. Результаты работы фиксируйте в «Оценочном листе». Будьте объективны.

Задание 1. Терминологический диктант

Вспомним основные лингвистические термины, изучаемые нами в разделе «Синтаксис и пунктуация». Цель: Знание терминов необходимо для успешного усвоения материала. Первое задание - терминологический диктант.

В рабочих листах под цифрой 1 есть место для записи терминов.

1. Раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. (Синтаксис)

2. 1. Совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи. 2. Собрание правил их расстановки. (Пунктуация)

3. Слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность (Предложение)

4. Единство подлежащего и сказуемого (Основа предложения)

5. Элементы письменности , выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста , предложений, словосочетаний, слов (Знаки препинания)

Проверим, как вы справились с терминологическим диктантом.

……, прочитай все термины, которые ты записала.

Вывод: Итак, мы повторили основные лингвистические термины, которые необходимы при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».

III . Актуализация знаний о предложении

1. У: Прежде, чем перейти к теме урока, вспомним, что такое предложение и каковы его признаки как синтаксической единицы?

Дайте определение данному понятию.

О: Предложение - слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность.

Предложение имеет следующие признаки:

1) имеет грамматическую основу;

2) выражает законченную мысль;

3) характеризуется смысловой законченностью;

4) является единицей общения.

2. Формулирование темы и цели урока

1) Продолжаем работу.

Задание 2

После выполнения второго задания, сформулируем тему сегодняшнего урока.

Докажите, что перед вами предложения, расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку (подчеркните грамматическую основу предложения). Цель: Определить, в чем особенность данных предложений.

Слово — это духовная жизнь народа. (А. Вознесенский)

Учиться - всегда пригодится. (Пословица)

Язык - всем знаниям и всей природе друг. (Г. Державин)

О: Да, перед нами предложения, так как они имеют грамматическую основу - НАЗВАТЬ, характеризуются интонационной законченностью - в конце точка, предложения повествовательные.

По структуре это простые предложения.

У: В чем их особенность?

О: Вывод: Во всех предложениях между подлежащим и сказуемым ставится тире.

У: Мы знаем, что важнейшим признаком предложения является наличие предикативной (грамматической) основы.

Догадались ли вы, выполняя задание, какова же тема урока?

О: Я предполагаю, тире между подлежащим и сказуемым .

Запишите тему в рабочих листах.

У: А теперь сформулируем цель урока:

О: Вспомнить и закрепить правило постановки тире между главными членами предложения.

(Углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым).

Прежде чем сформулировать правило, скажите, чем отличается ТИРЕ от ДЕФИСА?

О: ТИРЕ - пунктуационный знак, дефис - орфографический .

А теперь обратимся к истории пунктуационного знака тире. Предоставляю слово знатоку русского языка .
О: Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.

К концу XVIII века появился ещё один знак препинания - тире

Тире восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак:

Чёрная полоса чернил,

Молчанка,

Длинная черта,

Горизонтальная черта,

Знак пресечения

Этот знак впервые стал применять Н.Карамзин

У: Напомню вам, что Николай Михайлович Карамзин - выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, создатель многотомного сочинения «Истории государства российского», автор рассказа «Бедная Лиза».
Итак, тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Тире выполняет много функций, мы сегодня говорим о тире, которое разделяет подлежащее и сказуемое .

IV . Выполнение заданий по теме

1) Задание 3

У: Перейдем к третьему заданию. Внимательно прочитайте предложения.

Подчеркните грамматические основы всех предложений; укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым и его отсутствие. Расставьте недостающие знаки препинания, где это необходимо. Цель: После выполнения задания сформулировать правило.

1.Книга - лучший друг человека.

(сущ. - сущ.)

2. Ученого учить - только портить.

(Inf - Inf )

3. Перечитывать страницы любимых книг - огромное наслаждение.

(Inf -сущ.)

4. Пятью пять - двадцать пять.

(числ. - числ.)

5. Книга - это мост в мир знаний.

(сущ. - это сущ.)

1. Книги как лучшие друзья.

(сущ. как сущ.)

2.Они верные и умные помощники.

(мест. сущ.)

3. Книга мала, а ума придала..

(сущ. прил.)

4.Образование, безусловно, опора в жизни.

(сущ., вводное слово, сущ.)

5. Бедность не пряник, а к себе манит.

(сущ. НЕ сущ.)

ПРОВЕРКА

1. Назовите предложение 4 (1 ст.)

предлож. 4 (второй ст.)

предлож. 3 (первый столбик)

предлож.1 (второй ст.)

предлож.2 (перв.ст.)

предлож. 2 (втор.ст.)

У: Вывод: Итак, каким правилом мы руководствуемся при постановке тире между главными членами предложения?
О: Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные без вспомогательной части.

У: В каких случаях постановка тире недопустима?

О: Тире обычно не ставится, если в составе сказуемого есть отрицательная частица, если в составе сказуемого есть сравнительные частица как, будто, словно; если подлежащее выражено местоимением; если сказуемое выражено прилагательным, если между подлежащим и сказуемым есть вв.слова.

Мы повторили пунктуационное правило «Употребление тире между подлежащим и сказуемым». Закрепить данное правило нам помогут практические упражнения и алгоритм, который представлен в карточках-информаторах.

2) Работа с алгоритмом

Задание 4 Игра «Третье лишнее»

Поиграем. Внимательно прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания, найдите третье лишнее, объясните почему.
1. Доброе слово сказать — посошок в руку дать.
2. Красное дерево редко, красное слово метко.

3. Правдивое слово - сила.

Проверка - 1 человек

3) У: Мы продолжаем подготовку к основному государственному экзамену.

Переходим к пятому заданию «Элементы анализа текста»

Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль?

1) Книга - животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. 2) Книга - это жизнь, пр..красная, удивительная, стремительная и бе..покойная. 3)Видеть эту красоту - долг каждого из нас. 4) Наша задача - научится понимать художестве(н/нн)ые произведения, ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего. (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

Тема - книга, дающая знания человеку.

Основная мысль - научиться понимать художественную литературу.

А теперь расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

ПРОВЕРКА

У: Выполните тест, который построен в формате ОГЭ.

Тест

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «животворный»:

1. помогающий

2. возрождающий

3. полезный

4. целебный

2. Выпишите грамматическую основу из предложения № 4

задача - научиться понимать

3. Укажите номера предложений, в которых обособленные определения выражены причастными оборотами

___________________

4. Укажите номера предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены им.сущ.

___________________

5. Укажите № предложения, где подлежащее выражено глаг., а сказуемое - сущ.

___________________

Взаимопроверка.

Поднимите руки, кто получил 5, 4.

У: Сегодня на уроке мы получили новые сведения о пунктуационном знаке - тире, выполняя задания, закрепили изученное ранее правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, оценивая себя, старались быть объективными.

§ 5.1

Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в форме именительного падежа: Одиночество в творчестве - тяжёлая штука (Ч.); Следующая станция - Мытищи; Московские игры - прекрасная академия спортивного творчества (газ.).

Как правило, тире ставится:

1) в предложениях, имеющих характер логического определения: Геометрия - отдел математики, изучающий пространственные формы и отношения тел;

2) в предложениях книжно-письменных стилей (научного, публицистического, официально-делового), содержащих характеристику, оценку предмета или явления: Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания; Разоружение - веление времени;

3) в предложениях тождества (подлежащее и сказуемое выражают одно и то же понятие): Москва - столица России;

4) после однородных подлежащих: Казань, Нижний Новгород, Саратов, Волгоград, Астрахань - крупнейшие города Поволжья;

5) при структурном параллелизме частей предложения: Усердный в бригаде - клад, ленивый - тяжёлая обуза;

6) для внесения ясности в смысл предложения; ср.: Старшая сестра его - учительница; Старшая сестра - его учительница.

Примечание. В ряде случаев тире обычно не ставится:

1) в простых по составу предложениях разговорного стиля речи: Моя мать инженер; Мой брат школьник;

2) если в роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что и т. п.: Речи как речи (Фурм.); Звёзды будто мелкие алмазы; Облака словно сказочные чудовища; Сегодня небо точно море.

Отступления от этого положения у писателей-классиков и у современных авторов связаны с прежними пунктуационными нормами или с желанием подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом: Твои речи - будто острый нож (Л.); Такая фраза - всё равно что большой шлем в ералаше (Т.); Эта девушка - как праздник! (Аж.); Срок войны - что жизни век (Тв.);

3) если перед сказуемым стоит отрицание не: Офицер этот не чета вам (Фед.); …Уссурийский тигр совсем не сказка, явь почти (Март.); Бедность не порок (пог.); Сердце не камень (пог.); Аналогия не доказательство.

Постановка тире в этом случае имеет целью логически и интонационно подчеркнуть сказуемое: Но объяснение - не оправдание (М.Г.); Его взгляды на семейный этикет - не предрассудок ли это?;

4) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда наречие, союз, частица: Дубава, кажется, друг Корчагина (И.О.); Риск, как известно, дело благородное; Необдуманный поступок вообще шаг опасный; Сергеев теперь известный художник; Пихта тоже дерево смолистое; Март только начало весны. Ср. наличие или отсутствие тире в зависимости от указанных условий: Иванов - хороший шахматист; Иванов, кажется, неплохой шахматист (наличие вводного слова); Иванов теперь опытный шахматист (наличие наречия); Иванов тоже известный шахматист (наличие союза); Иванов только начинающий шахматист (наличие частицы);

5) если перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения: Степан нам сосед (Ш.); Коля мне друг;

6) если сказуемое предшествует подлежащему: Прекрасный человек Иван Иванович! (Г.); Славное место эта долина! (Л.); Живописный народ индийцы (Гонч.); Неплохой ученик этот мальчик. Постановка тире в этом случае подчеркивает интонационное деление предложения на два состава: Славные люди - соседи мои! (Н.); Удивительное дело - сон (Т.); Психологический курьёз - моя мать (Ч.); Ловкая штучка - умишко человеческий (М.Г.); Гроб - дорога (Тв.);

7) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот: Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны (Гол.); Два сапога пара (пог.).

§ 5.2

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола (инфинитивом) или если один из главных членов выражен формой именительного падежа существительного, а другой - неопределенной формой глагола: О решённом говорить - только путать (М.Г.); Долг наш - защищать крепость до последнего нашего издыхания (П.); Конечно, это большое искусство - ждать (Соб.); Чай пить - не дрова рубить (посл.);Заставить меня свернуть с правильного пути - дудки!; Писать посредственные вещи - на это не нужен никакой талант (инфинитив в функции именительного темы, сказуемое выражено целым предложением); Казалось бы, чего проще - написать ответное письмо (ср.: Написать ответное письмо - дело простое ).

Но (при инверсии и отсутствии паузы): Какое счастье сына обнимать! (Долм.)

§ 5.3

Тире ставится перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое к подлежащему: Поймать ерша или окуня - это такое блаженство! (Ч.); Спорт и культура - вот два ключа к радости, красоте (газ.); Понять - значит простить; Самая поздняя осень - это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришв.) - в роли сказуемого выступает целое предложение.

§ 5.4

Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены количественными числительными или если один из них выражен формой именительного падежа существительного, а другой - числительным либо оборотом с числительным:Двадцать лет - хорошая вещь (Сим.); Расставанья и встречи - две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.); Трижды пять - пятнадцать; Скорость - шестьдесят километров в час.

§ 5.5

Тире ставится между подлежащим, выраженным не определенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием (категорией состояния) на -о, при наличии паузы между главными членами предложения: Уступить - позорно (Тендр.); Это очень несносно - переезжать (Гонч.); Это ужасно - струсить в последний момент; Это чертовски весело - кататься на лодке [ср. без паузы: Кататься на лодке весело; Судить человека в немилости очень легко (Л.Т.)].

§ 5.6

Тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: И женщина и мужчина - пятак пара (Ч.); А крыльцо - дай бог иному князю (А.Т.); Заработок у него теперь - будь здоров; Серёжа - седьмая вода на киселе и вам и мне.

§ 5.7

При подлежащем, выраженном словом это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия либо отсутствия паузы после него. Ср.:

Это - начало всех начал. - Это неплохое начало; Это - одиночество (Ч.). - Это дом Зверкова (Г.).

§ 5.8

Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - формой именительного падежа существительного: Он порча, он чума, он язва здешних мест (Кр.); Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Ч.).

Тире в этом случае ставится:

1) при логическом подчеркивании: Я - страница твоему перу. Всё приму. Я белая страница. Я - хранитель твоему добру… (Цв.);

2) при противопоставлении: Я - фабрикант, ты - судовладелец (М.Г.); Она - сплошной клубок нервов, а он - воплощение олимпийского спокойствия;

3) при структурном параллелизме предложений или частей предложения: Без тебя я - звезда без света. Без тебя я - творец без мира (Бр.); Мы - люди беспокойные, ибо мы - в ответе за планету, Двое людей, он и она, шли рядом: он - молодой человек в тёмном костюме, она - молодая, очень хорошенькая девушка в цветастом платье;

4) при инверсии главных членов предложения: Герой этого спектакля - я ; Пример тому - он.

§ 5.9

Тире не ставится, если один из главных членов выражен вопросительным местоимением, а другой - существительным в форме именительного падежа или личным местоимением: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты; Эта книга чья?; Вы кто?

§ 5.10

Тире обычно не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием: Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый… (П.); Земля велика и прекрасна (Ч.); Вишнёвый сад мой! (Ч.); Небо без единого облачка; Люди здесь необыкновенной доброты.

Тире перед сказуемым-прилагательным ставится:

1) при логическом или интонационном членении предложения: Зрачки - кошачьи, длинные (Ш.); Высота возле разбросанных домиков хутора - командная (Каз.);

2) при наличии однородных сказуемых: Ритм суворовского училища - чёткий, быстрый, военный (газ.); Он сильно изменился: походка, движения, черты лица, даже взгляд - мягче, спокойнее, проще;

3) при структурном параллелизме частей предложения: Ночь - тёплая, небо - синее, луна - серебристая, звёзды - блестящие.

§ 5.11

В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого: Посейдон - в древнегреческой мифологии бог морей; Пегас - считается символом поэтического вдохновения.


§ 6. Тире в неполном предложении

§ 6.1

Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Влево, в углу, у дверей, на табурете - ведро воды для жаждущих (Пом.); За калиткой - третий плац, строевой, необыкновенной величины (Купр.); Мужики - за топоры… (А.Т.); И это вы - при дочери? (Фед.); А в двери - бушлаты, шинели, тулупы… (М.); За ночным окном - туман (Бл.); Олимпийский огонь - на нашей земле! (газ.); В роли обиженных - маленькие дети; И затем - минутная тишина; Арбузов и дынь - горы; Коров - две; В ответ - полное молчание; Впереди - А. Карпов.

При отсутствии паузы в эллиптических предложениях тире не ставится: А в доме стук, ходьба… (Гр.); Вдруг передо мною рытвина глубокая (Л.); Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали (Фет); У Хохла пожар! (М.Г.); Револьвер на стол! (Тр.); Справа дверь в соседнюю комнату, слева выход на террасу (так оформляются ремарки в пьесах); В этом вся суть.

§ 6.2

Тире ставится в неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения): Её [литературы] красота - в истине, её главное значение - в правде (Кор.); Во всех окнах - любопытные, на крышах - мальчишки (А.Т.); Вместо хлеба - камень, вместо поучения - колотушка (С.-Щ.); Здесь - овраги, дальше - степи, ещё дальше - пустыня, в другом конце - леса, болота, мох (Фед.); Тёркин - дальше. Автор - вслед (Тв.); И над этим плугом - все мечтанья, и под этим плугом - вся земля, и душа - как в первый миг свиданья, и душа - как парус корабля (Бл.); О, я хочу безумно жить, всё сущее - увековечить, безличное - вочеловечить, несбывшееся - воплотить! (Бл.); Забора - нет. Ворот - нет. Границ - нет. Перед домиком - цветник, ограда, позади - усыпанный свежим песком квадратный дворик (Кат.); Молочный суп - на первое, блинчики с творогом - на второе.

§ 6.3

Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных - в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части: Лыжникам - хорошую базу; Массам - культуру; Молодёжи - образование. Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков.

§ 6.4

Тире ставится в расчлененных (двучленных) заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта действия, объекта, обстоятельства, отвечающие на вопросы «кто - чему?», «кто - куда?», «что - куда?», «что - как?», «что - где?» и т. п.: Мастера искусств - молодёжи; Туризм - для всех; Отряды - в путь; Герои - рядом; Заботы и радости - пополам; Новые книги - нарасхват.

§ 6.5

Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я - довольно плохо (Т.); За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние - медленно, ближние - вперегонку (А.Т.); Голоса офицеров с каждой минутой становились громче, слова - резче, аргументы - непримиримее (Гол.); Мир освещается солнцем, а человек - знанием (посл.); Подберите ещё несколько примеров, каких - не имеет значения; У него в глазах - как бы поскорее отделаться от меня; Теперь я понимаю, чем он всех привлекает, - непреклонностью; Мы взялись за дело весело, они - даже с энтузиазмом; Трудно было установить, кто из них был прав, кто - виноват (ср. без вспомогательного глагола: Трудно было установить, кто прав, кто виноват); Одни голосовали за предложенную резолюцию, другие, наоборот, - против (ср.: Одни голосовали за, другие против ); Идти дальше через трясину было опасно, оставаться - тоже; Такую температуру могут выдержать только сплавы стали, а из лёгких металлов - только сплавы титана; Предстояли большие строительные работы, а главное - сооружение водопровода; Вы здесь уже давно, а я - только несколько дней; Одни работают, понимая своё дело как общее для всех, другие - стараясь извлечь выгоду только для себя; Пассажиры… рассовывали чемоданы, сумки, свёртки, переносили подушки, кто - чтобы лечь головой от окна, кто - чтобы головой к окну (Роз.); Карманы были двойные: внутренний - из полотна, внешний - из серого коленкора (Юг.); Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка - два атома водорода, а один атом алюминия - три атома водорода.

При отсутствии паузы в месте пропуска члена предложения тире не ставится: Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Ч.); Из нашей батареи только Солёный пойдёт на барже, мы же со строевой частью (Ч.); Алёша смотрел на них, а они на него (Дост.); У вора один грех, а у нас с хозяином десять (Остр.); …Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леон.).

§ 6.6

Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена и даже без пропуска: Они смотрели друг на друга: Райский - с холодным любопытством, она - с дерзким торжеством (Гонч.); В жизни каждого была такая девушка. Один встретил свою в лаборатории, другой - в радиорубке, третий - в геологической партии, четвёртый - в море, пятый - в небе, на скрещении воздушных дорог (Горб.); В зале говорили свидетели - торопливо, обесцвеченными голосами, судьи - неохотно и безучастно (М.Г.).

§ 7. Интонационное тире

§ 7.1

Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть или уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другими знаками препинания или порядком слов нужный смысл не может быть выражен. Ср.:

Ходить - долго не мог (т. е. лишен был возможности передвигаться в течение длительного периода, например после тяжелой болезни). - Ходить долго - не мог (т. е. не мог заниматься длительной ходьбой);

В случае нужды - прошу (т. е. в случае нужды прошу обратиться ко мне). - В случае нужды прошу (т. е. обращаюсь с просьбой, когда испытываю нужду).

Такое тире называется интонационным, оно может отделять любую часть предложения: …Неостановимо, невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет - мелкой, миска - плоской (Цв.); Пошли в клуб - почитать, поиграть в шашки, потанцевать - тире перед однородными обстоятельствами цели подчеркивает их связь со сказуемым (ср. также: Беру бинокль - наблюдать}; Все любили его - за присущее ему упорство, силу воли, за полнокровность всего его существа; К станции приближались пешеходы - с узлами, мешками, чемоданами - однородные члены предложения относятся к сказуемому и имеют значение дополнения, а при отсутствии тире могли бы быть восприняты как несогласованные определения к подлежащему: Я - что, это вы крупный специалист (ср.: Он что - не согласен на отъезд?).

§ 7.2

Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения: И щуку бросили - в реку (Кр.); Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошёл - Швабрин (П.).

§ 8. Соединительное тире

§ 8.1

Тире ставится между двумя или несколькими слова ми для обозначения пределов («от…до»):

1) пространственных: Беспосадочный перелёт Москва - Хабаровск; Через эту станицу можно было выйти к большому пути Уральск - Лбищенск - Сахарная - Гурьев (Фурм.);

2) временных: Крестовые походы XI-XIII веков; Репертуар театра на январь - март;

3) количественных: Рукопись объёмом десять - двенадцать авторских листов (то же цифрами: 10 - 12 ); Груз массой 300 - 350 тонн; 5 - 7-кратное превосходство.

§ 8.2

Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п.: Физический закон Бойля - Мариотта; Матч Карпов - Каспаров; Матч «Торпедо» Москва - «Металлист» Харьков.

§ 8.3

Тире ставится между отдельными словами для показа внутренней связи между ними: Завершился конгресс Международного союза архитекторов, проходивший под девизом «Архитектура - человек - окружающая среда» (газ.); Вчера - сегодня - завтра.

«Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели урока:

обучающие

    Углубить знания об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым

    Отработать навык правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым

    Отработать навык правильно выделять грамматическую основу

    Учить работать с заданиями ГИА

развивающие

    Развить у обучающихся умение применять полученные знания в различных ситуациях

    Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогатить словарный запас

воспитывающие

    Формировать у обучающихся интерес к предмету

    Прививать любовь к художественному слову

    Совершенствовать навыки общения

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

    Организационный момент. 1,5 мин. (приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему. Здравствуйте, садитесь. Мы начинаем наш урок, всем желаю успехов.

Работа с эпиграфом. (слайд 1)

Познакомьтесь с эпиграфом к сегодняшнему уроку:

Не бойся признавать свои ошибки, чем больше

признаёшь, тем меньше потом делаешь.

Народная мудрость

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

Постарайтесь сегодня быть внимательными и совершать поменьше ошибок.

II. Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка. Назовите словосочетания, в которых нарушена языковая норма. Опрос домашнего задания, (о подлежащем и сказуемом, видах сказуемого). (слайд 2)

Синтаксическая минутка. Найдите в данных предложениях грамматическую основу, укажите чем выражены подлежащие и сказуемые (слайд 3)

Рассмотрите последнее предложение, объясните, пожалуйста, какой знак находится между подлежащим и сказуемым? Дети отвечают, А теперь откройте тетради, запишите в них число, классная работа.

III. Мотивация учебной деятельности .- Мы знаем, что между подлежащим и сказуемым запятая не ставится. Но в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым всё-таки ставится знак препинания, А вот какой? отгадайте загадку:

Я минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут… тире.

4. Сообщение темы и цели урока (дети сами определяют). Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основные цели(слайд 4). Пока дети ведут записи в тетрадях, учитель дает историческую справку

Историческая справка о знаке препинания тире.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».З аимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) - из нем. Divis (от лат. divisio - раздельно) и тире (черта) - из французского tiret, tїrer (тянуть)

Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации.

5. Работа с теоретическим материалом «Тире между подлежащим и сказуемым» (слай5-7)

Изучение теоретического материала в группах по учебнику.

Задания для 1 группы

Работа с таблицей «Тире между подлежащим и сказуемым ставится» (упр. 114)

Задания для 2 группы

Работа с теоретическим материалом «Тире между подлежащим и сказуемым не ставится» (упр.114)

Ученики задают друг другу вопросы в группах по теоретическим сведениям. Затем один ученик из 1 группы (сильный ученик) рассказывает, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым; один ученик из 2 группы рассказывает, в каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится. Если необходимо, команда помогает.

(Когда тире ставится?

Если П и С выражены Сущ или Числит в им.п .

Если оба главных члена выраженыНеопр. формой Гл .

Если один главный член выраженНеопр. формой Гл, а другой - Сущ.

Когда перед сказуемым стоит указательная частица ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ то тире ставится перед этой частицей.

Если логическое ударение падает на подлежащее.

Когда тире обычно не ставится?

Сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами

Если подлежащее выражено ЛИЧНЫМ МЕСТ.

Если при сказуемом есть отрицат. частица Не