Кто шил форму для фашистов. Об этом мало кто знает, но знаменитую форму организации СС производил… «Hugo Boss»! Правда и мифы о знаменитом дизайнере

До сих пор подростки в кинотеатрах (или во время более тщательного изучения темы по фотографиям в сети) ловят эстетический кайф от вида обмундирования военных преступников, от формы СС. Да и взрослые не отстают: в альбомах многих пожилых людей знаменитые артисты Тихонов и Броневой красуются именно в соответствующем облачении.

Такое сильное эстетическое воздействие обусловлено тем, что для войск СС (die Waffen-SS) форму и эмблему разрабатывал талантливый художник, выпускник Ганноверской художественной школы и Берлинской Академии, автор культовой картины «Мать» Карл Дибич (Karl Diebitsch). При создании окончательного варианта с ним сотрудничал дизайнер и модельер формы СС Вальтер Хек (Walter Heck). А шили обмундирование на заводах малоизвестного тогда модельера Хьюго Босса (Hugo Ferdinand Boss), а ныне его бренд знаменит на весь мир.

История формы СС

Изначально эсэсовцы-охранники партийных лидеров НСДАП (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), как и штурмовики Рема (руководителя СА – штурмовых отрядов – Sturmabteilung), ходили в светло-коричневой рубашке плюс бриджи и сапоги.

Еще до окончательного решения о целесообразности существования одновременно двух параллельных «передовых охранных отрядов партии» и до зачистки СА, «имперский вождь СС» Гиммлер продолжил членам своего отряда носить черный кант на плече коричневого кителя.

Черная форма была введена лично Гиммлером в 1930 году. Черный китель образца военной вермахтовской куртки носили поверх светло-коричневой рубашки.

Первое время этот китель имел то три, то четыре пуговицы, общий вид парадной и полевой формы постоянно дорабатывался.

Когда в 1934 году было введено обмундирование черного цвета, разработанное Дибичем-Хеком, от времен первых эсэсовских отрядов осталась только красная с черным кантом нарукавная повязка со свастикой.

Первое время существовало два комплекта формы солдат СС:

  • парадный;
  • повседневный.

Позднее, уже без участия знаменитых дизайнеров, были разработаны полевая и камуфлированная (порядка восьми вариантов летнего, зимнего, пустынного и лесного камуфляжей) униформа.


Отличительными признаками военнослужащих частей СС по внешнему виду надолго стали:

  • красные повязки с черным кантом и свастикой, вписанной в белый круг ─ на рукаве кителя мундира, куртки или шинели;
  • эмблемы на кепи или фуражках ─ сначала в виде черепа, затем в виде орла;
  • исключительно для арийцев ─ знаки принадлежности к организации в виде двух рун на правой петлице, знаками воинского старшинства на правой.

В тех дивизиях (например «Викинг») и отдельных частях, где служили иностранцы, руны заменялись эмблемой дивизии или легиона.

Изменения коснулись внешнего вида эсэсовцев в связи с их участием в военных действиях, и переименованием «Аllgemeine (общие) СС» в «Waffen (вооруженные) СС».

Изменения к 1939 году

Именно в 1939 году знаменитая «мертвая голова» (череп, делавшийся сначала из бронзы, затем из алюминия или латуни) трансформировалась в знаменитого по сериалам орла на кокарде фуражки или пилотки.


Сам череп, вместе с другими новыми отличительными чертами, остался принадлежностью танкового корпуса СС. В том же году эсэсовцы получили и белую парадную форму (белый китель, черные бриджи).

При реконструкции «Альгемейн СС» в «Ваффен СС» (чисто «партийная армия» была реорганизована в боевые войска под номинальным главнокомандованием генштаба Вермахта) с формой эсэсовцев произошли следующие изменения, при которых были введены:

  • полевая форма серого (знаменитый «фельдграу») цвета;
  • парадная белая форма для офицеров;
  • шинели черного или серого цветов, также с нарукавными повязками.

При этом шинели уставом дозволялось носить расстегнутыми на верхние пуговицы, чтоб было проще ориентироваться в знаках различия.

После указов и нововведений Гитлера, Гиммлера и (под их руководством) Теодора Эйке и Пауля Хауссера, окончательно оформилось разделение СС на полицейские (прежде всего, подразделения типа «Мертвая голова») и боевые части.

Интересно, что «полицейским» частям мог приказывать исключительно лично рейхсфюрер, а вот боевые части, считавшиеся резервом военного командования, могли быть использованы генералами Вермахта. Служба в «ваффен СС» приравнивалась к выполнению воинской повинности, а полицейские и охранные силы не считались воинскими подразделениями.


Впрочем, части СС оставались под пристальным вниманием верховного партийного руководства, как «образец политической силы». Отсюда постоянные изменения, даже в ходе войны, в их униформе.

Форма СС в военное время

Участие в военных компаниях, расширение отрядов СС до полнокровных дивизий и корпусов породило систему званий (не слишком отличающуюся от общеармейской) и знаков различий:

  • рядовой (шюцман, в просторечии просто «ман», «человек СС») носил простые черные погоны и петлицы с двумя рунами на правой (левая ─ пустая, черного цвета);
  • рядовой «проверенный», после полугода службы (обершутце) получал «шишечку» («звездочку») серебряного цвета на погон полевой («маскировочной») формы. Остальные знаки различия были тождественны шюцману;
  • ефрейтор (штурмман) получал тонкую двойную серебристую полоску на левую петлицу;
  • младший сержант (роттенфюрер) имел уже четыре полосы того же цвета на левой петлице, а на полевой форме «шишечка» заменялась на треугольную нашивку.

Унтер-офицерский состав войск СС (принадлежность к нему проще всего определять по частице «шар») получал уже не пустые черные погоны, а с серебристым кантом и включал в себя звания от сержанта до старшего фельдфебеля (штаб-фельдфебель).

Треугольники на полевой форме заменялись на прямоугольники, различной толщины (самая тонкая у унтершарфюрера, самая толстая, почти квадратная, ─ у штурмшарфюрера).

Эти эсэсовцы имели следующие знаки различия:

  • сержант (унтершарфюрер) ─ черные погоны с серебристым кантом и маленькая «звездочка» («квадрат». «шишечка») на правой петлице. Те же знаки отличия были и у «юнкера СС»;
  • старший сержант (шарфюрер) ─ такие же погоны и серебристые полоски сбоку от «квадрата» на петлице;
  • старшина (обершарфюрер) ─ погоны те же, на петлицу две звездочки без полосок;
  • прапорщик (гауптшарфюрер) ─ петлица, как у старшины, но с полосками, на погонах уже две шишечки;
  • старший прапорщик или фельдфебель (штурмшарфюрер) ─ погоны с тремя квадратиками, на петлице те же два «квадрата», что у прапорщика, но уже с четырьмя тонкими полосками.

Последнее звание осталось достаточно редким: его присваивали только после 15 лет беспорочной службы. На полевой форме серебряный кант погон заменялся зеленым с соответствующим числом черных полосок.

Форма офицерского состава СС

Форма младшего офицерского состава различалась уже по погонам маскировочной (полевой) формы: черной с зелеными полосами (толщина и количество в зависимости от звания) ближе к плечу и переплетёнными дубовыми листьями над ними.

  • лейтенант (унтерштурмфюрер) ─ серебристые «пустые» погоны, три квадратика на петлице;
  • старший лейтенант (оберштурфюрер) ─ квадрат на погонах, к знакам на петлице добавлялась серебристая полоса, две линии на нарукавной нашивке под «листьями»;
  • капитан (гауптштурмфюрер) ─ добавочные линии на нашивке и на петлице, погон с двумя «шишечками»;
  • майор (штурмбаннфюрер) ─ серебристые «плетёные» погоны, три квадрата на петлице;
  • подполковник (обербаннштурмфюрер) ─ один квадрат на витом погоне. Две тонкие полоски под четырьмя квадратиками на петлице.

Начиная с майорского звания, знаки отличия претерпели несущественные различия в 1942 году. Цвет подложки у витых погон соответствовал роду войск, на самом погоне иногда наличествовал символ воинской специальности (знак танковой части или, например, ветеринарной службы). «Шишечки» на погонах после 1942 года из серебристых превратились в знаки золотистого цвета.


По достижении звания выше полковничьего менялась и правая петлица: вместо рун СС на неё помещались стилизованные серебристые дубовые листья (одинарный у полковника, тройной у генерал-полковника).

Остальные знаки различия старших офицеров выглядели следующим образом:

  • полковник (штандартенфюрер) ─ три полосы под сдвоенными листьями на нашивке, две звезды на погонах, дубовый лист на обеих петлицах;
  • не имеющее аналогов звание оберфюрер (нечто вроде «старшего полковника) ─ четыре толстые полосы на нашивке, сдвоенный дубовый лист на петлицах.

Характерно, что у этих офицеров оставались и черно-зеленые «маскировочные» погоны для «полевого», боевого обмундирования. У командиров более высоких рангов цвета становились уже не такими «защитными».

Форма у генералитета СС

На мундирах СС у высшего командного состава (генералитета) появляются уже золотистого цвета погоны на кроваво-красной подложке, с символами серебряного цвета.


Изменяются и погоны «полевой» формы, так как в особой маскировке нет нужды: вместо зеленого цвета на черном поле у офицеров, генералы носят тонкие золотые знаки. Погоны становятся золотыми на светлом фоне, с серебряными знаками различия (за исключением мундира рейхсфюрера со скромным тонким черным погоном).

Знаки различия высшего командования на погонах и петлицах соответственно:

  • генерал-майор войск СС (в ваффен СС ─ бригаденфюрер) ─ золотое шитье без символов, сдвоенный дубовый лист (до 1942 года) с квадратиком, тройной лист после 1942 года без дополнительного символа;
  • генерал-лейтенант (группенфюрер) ─ один квадрат, тройной дубовый лист;
  • полный генерал (обергруппенфюрер) ─ две «шишки» и дубовый лист трилистник (до 1942 года на петлице нижний лист был тоньше, зато присутствовали два квадратика);
  • генерал-полковник (оберстгруппенфюрер) ─ три квадратика и тройной дубовый лист с символом ниже (до 1942 года у генерал-полковника также был тонкий лист в нижней части петлицы, но при трех квадратиках).
  • рейхсфюрер (ближайший, но не точный аналог ─ «нарком НКВД» или «генерал-фельдмаршал») носил на мундире тонкий серебряный погон с серебряным же трилистником, и окруженные лавровым листом на черном фоне дубовые листья в петлице.

Как видно, генералитет СС пренебрегал (за исключением рейхсминистра) защитным цветом, впрочем и в боях им, за исключением Зеппа Дитриха, приходилось участвовать реже.

Знаки отличия в Гестапо

В службе безопасности СД Гестапо тоже носили эсэсовскую форму, звания и знаки различия практически совпадали со званиями в «Ваффен» или в «Альгемейне СС».


Сотрудников Гестапо (позднее и РСХА) отличали отсутствие рун на петлицах, а так же обязательный нагрудный жетон службы безопасности.

Любопытный факт: Штирлица в великом телефильме Лиозновой зритель видит почти всегда именно в , хотя на момент весны 1945 года, чёрная форма почти повсеместно в СС была заменена более удобной для фронтовых условий «парадкой» темно-зеленого цвета.

В исключительно черном кителе мог ходить Мюллер ─ и как генерал, и как редко выбирающийся в районы передовой руководитель высокого ранга.

Камуфляж

После преобразований охранных отрядов в боевые части указами 1937 года, в элитные боевые подразделения СС начали уже к 1938 году поступать образцы камуфлированной формы. Она включала в себя:

  • чехол на шлем;
  • куртку;
  • маску для лица.

Позднее появились камуфлированные накидки (Zelltbahn). Брюки (бриджи) до появления в районе 1942-43 годов двусторонних комбинезонов были от обычной полевой формы.


Сам рисунок на камуфлированных комбинезонах мог использовать множество «мелкопятнистых» форм:

  • в горошек;
  • под дубовые (eichenlaub);
  • пальмовые (palmenmuster);
  • платановые листья (platanen).

При этом маскировочные куртки (а затем и двусторонние комбинезоны) имели почти весь необходимый спектр расцветок:

  • осенний;
  • летний (весенний);
  • дымный (чёрно-серый горошек);
  • зимний;
  • «пустынный» и другие.

Первоначально обмундирование из камуфлированных водонепроницаемых тканей поставлялось в Verfugungstruppe (диспозиционные войска). Позднее камуфляж стал неотъемлемой частью формы «целевых» групп СС (Einsatzgruppen) разведывательных и диверсионных отрядов и подразделений.


Немецкое руководство в годы войны творчески подходило к созданию камуфлированного обмундирования: удачно заимствовались находки итальянцев (первых создателей камуфляжа) и разработки американцев и англичан, достававшиеся в числе трофеев.

Тем не менее, нельзя недооценивать вклад собственно германских и сотрудничавших с режимом Гитлера ученых, в разработку таких знаменитых марок камуфляжей, как

  • ss beringt eichenlaubmuster;
  • sseichplatanenmuster;
  • ssleibermuster;
  • sseichenlaubmuster.

Над созданием этих типов расцветок работали профессора физики (оптики) изучавшие эффекты от прохождения лучей света сквозь дождь или листву.
О камуфляжном комбинезоне SS-Leibermuster советской разведке было известно меньше, чем союзнической: он применялся на Западном фронте.


При этом (по данным американской разведки) желто-зеленые и чёрные линии наносились на китель и нашлемник особой «светопоглощающей» краской, которая еще и уменьшала уровень излучения в инфракрасном спектре.

О существовании подобной краски в 1944-1945 годах до сих пор сравнительно мало известно, высказываются предположения, что речь шла о «светопоглощающей» (конечно, частично) черной ткани, на которую позже наносились рисунки.

В советском фильме 1956 года «В квадрате 45» можно увидеть диверсантов в костюмах, наиболее напоминающих SS-Leibermuster.

В единственном экземпляре образец этой военного обмундирования находится в военном музее в Праге. Так что ни о каком массовом пошиве формы этого образца речи быть не может, подобных камуфляжей было выпущено настолько мало, что сейчас они являются одним из самых интересных и дорогостоящих раритетов второй Мировой.

Считается, что именно эти камуфляжи дали толчок американской военной мысли для разработки маскировочных одежд для современных коммандос и прочих спецподразделений.


Камуфляж «SS-Eich-Platanenmuster» куда более часто встречался на всех фронтах. Собственно « Platanenmuster» («древесный) встречается ещё на довоенных фото. К 1942 году в войска СС стали массово поставляться «оборотные» или «реверсивные» куртки расцветки «Eich-Platanenmuster» ─ осенний камуфляж на лицевой, весенняя расцветка на оборотной стороне ткани.

Собственно, эта трехцветная, с ломаными линиями «дождя» или «веток» боевая форменная одежда и встречается чаще всего в кинофильмах о второй Мировой и Великой Отечественной.

Камуфляжные расцветки «eichenlaubmuster» и «beringteichenlaubmuster» (соответственно «дубовые листья тип «А», дубовые листья тип «Б») были широко популярны в «Ваффен СС» в 1942-44 годах.

Однако, большей частью, из них, в основном, изготовлялись накидки, плащ-палатки. А солдаты спецподразделений уже самостоятельно (во многих случаях) шили из накидок куртки и нашлемники.

СС форма сегодня

Выгодно эстетически решенная черная форма СС и сегодня пользуется популярностью. К сожалению, чаще всего не там, где реально нужно воссоздавать аутентичное обмундирование: не в российском кинематографе.


Выше упоминался мелкий «ляп» кинематографа советского, но у Лиозновой почти постоянное ношение Штирлицем и другими персонажами именно черной формы могло быть оправдано общей концепцией «черно-белого» сериала. Кстати, в раскрашенном варианте, Штирлиц пару раз появляется в «зеленой» «парадке».

Но в современных российских фильмах на тематику Великой Отечественной ужас ужасом погоняет в плане достоверности:

  • печально известный фильм 2012 года, «Служу Советскому Союзу» (про то, как армия разбежалась, но политзаключенные на западной границе разбили диверсионные отряды СС) ─ наблюдаем эсэсовцев в 1941 году, одетых во что-то среднее между «Beringtes Eichenlaubmuster» и еще более современными цифровыми камуфляжами;
  • грустная картина «В июне 41-ого» (2008) позволяет видеть на поле боя эсэсовцев в полной парадной черной униформе.

Подобных примеров много, не избавлен от ляпов даже «антисоветский» совместный российско-германский фильм 2011-ого года с Гуськовым «4 дня в мае», где гитлеровцы, в 45-ом, по большей части одеты в камуфляжи первых лет войны.


Зато эсэсовская парадная униформа пользуется заслуженным уважением у реконструкторов. Конечно, отдать дань эстетике нацизма стремятся и различные экстремистские группировки, и даже не признанные такими, вроде относительно мирные «готы».

Вероятно, дело в том, что благодаря истории, а также классическим фильмам «Ночной портье» Кавани или «Гибели Богов» Висконти, у публики выработалось «протестное» восприятие эстетики сил зла. Недаром лидер «Секс-Пистолз» Сид Вишерс частенько появлялся в майке со свастикой, в коллекции модельера Жан-Луи Ширера в 1995 году почти все туалеты были орнаментированы или имперскими орлами или дубовыми листьями.


Ужасы войны забываются, но чувство протеста против буржуазного социума остается почти прежним ─ такой грустный вывод можно сделать из этих фактов. Другое дело, созданные в нацисткой Германии «камуфлированные» окрасы тканей. Они эстетичны и удобны. И потому широко используются не только для игр реконструкторов или работ на приусадебных участках, но и современными модными кутюрье в мире большой моды.

Видео

Hugo Boss (Ху́го Босс) немецкая компания, выпускающая элитную одежду, и парфюмерию. Продукция продается в 124 государствах в более ем 6100 магазинах, как собственных, так и открытых по системе франчайзинга.

История бренда Hugo Boss

1885 год: рождение Хуго Фердинанда Босса (Hugo Ferdinand Boss), создателя бренда.

1923 год: Хуго Босс основывает небольшое текстильное предприятие в Метцингене (Германия), расположенном к югу от Штутгарта. Изначально это семейное ателье, совмещенное с небольшим магазином. Затем дело постепенно набирает обороты, и предприятие становится швейной фабрикой, выпускающей форму для рабочих, почтальонов и полицейских.

1925 год: на предприятии работает 33 сотрудника. Наступает кризис, и компания пытается выйти из него, выпуская одежду для охоты, национальные костюмы, рабочие комбинезоны, плащи из каучука и кожаные . Хуго Босс согласовывает с кредиторами покупку 6 швейных машин. Некоторые рабочие соглашаются на сокращение зарплаты, чтобы поддержать предприятие.

1931 год: в стране кризис, фабрика Хуго Босса на грани банкротства, и предприниматель вступает в Национал-социалистическую партию Германии. От нее начинают поступать заказы на пошив униформы СА, СС и Гитлерюгенда, что и спасает компанию от разорения. Однако, дизайн формы создает не сам Хуго, а Карл Дибич (Karl Diebitsch), который занимается разработкой большей части военного обмундирования и регалий Третьего рейха.

1932-1945 годы: Hugo Boss является официальным поставщиком одежды как для простых немецких солдат, так и для офицеров Вермахта и СС. Во время Второй мировой войны фабрику объявляют важным военным предприятием , на ней работает около 150 подневольных рабочих, прежде всего из Польши и Украины, а также 30 французских военнопленных.

1946 год: фабрика снова чуть не прогорает: Хуго Босса обвиняют в сотрудничестве с нацистами, штрафуют на 80000 марок и лишают права голосования.


1948 год:
Хуго Босс умирает, а компанию возглавляет его зять Ойген Холи. Hugo Boss снова специализируется на форме для железнодорожников и почтальонов.

1953 год: Hugo Boss выпускает первый мужской костюм. Это поворотный момент в истории фирмы: она начинает уходить от массового производства одежды и постепенно приближаться к миру .

1967 год: во главе компании становятся Уве и Йохен Холи – дети бывшего руководителя фирмы и внуки ее основателя. Именно они превращают марку во всемирно известный модный .

1970-е: Hugo Boss стремительно развивается. Во-первых, фирма становится крупнейшим в Германии производителем мужской одежды. Во-вторых, компания превращается во влиятельный Дом моды.

1972 год: Hugo Boss впервые спонсирует гонки Формулы 1 и чемпионаты по гольфу и по теннису.

1975 год: талантливый (Werner Baldessarini) начинает сотрудничать с Hugo Boss.

1984 год: запуск парфюмерной линии бренда.

1993 год: компания переходит в собственность итальянского холдинга Marzotto SpA (в настоящее время — Valentino Fashion Group). Братья Холи покидают предприятие. Генеральным директором предприятия становится Питер Литтман. Он разделяет бренд на линии с разной целевой аудиторией: Boss, предлагающий , Hugo со смелыми молодежными моделями, Baldessarini с изделиями класса люкс.

1996 год: появление награды Hugo Boss за достижения в современном искусстве.

1997 год: компания получает лицензию на производство часов совместно со швейцарской маркой Tempus Concept.

Хуго Босс родился 8 июля 1885 года в городе Метцинген, земля Баден-Вюртемберг. Он учился в Народной школе (нем. Volksschule) и до 1899 года посещал Реальное училище (нем. Realschule). В течение трёх лет обучался купеческому делу в Бад-Урахе.

В 1902 году Босс пошёл работать на ткацкую фабрику в Метцингене. После прохождения воинской службы с 1903 по 1905 год работал на ткацкой фабрике в Констанце.

В 1908 году после смерти родителей Хуго Босс перенял их текстильный магазин в Метцингене. В том же году он сочетался браком с Анной Катариной Фрейзингер (нем. Anna Katharina Freysinger). От этого брака родилась дочь Гертруда (нем. Gertrud), которая в 1931 году вышла замуж за торгового агента Ойгена Холи (нем. Eugen Holy).

В 1914 году Хуго Босс ушёл в чине обер-ефрейтора (нем. Obergefreiter) на фронт и в том же звании уволился из армии в 1918 году. О его активном участии в Первой мировой войне ничего не известно. В 1923 году Хуго Босс основал в Метцингене небольшую швейную фабрику по производству рабочей и спортивной одежды.
В 1930 году его предприятие оказалось под угрозой банкротства. 1 апреля 1931 года Хьюго Босс вступил в НСДАП (членский номер 508889) и тем самым спас свою фабрику, получив партийный заказ на производство униформы СА, СС и Гитлерюгенда, других нацистских военизированных структур и Вермахта.


Это - черная униформа для SS (SchutzStaffel), знаменитые коричневые рубашки для штурмовиков SA (Sturmabteilung), а также черная - и коричневая униформа для Гитлерюгенда.

Автором чёрной униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал Карл Дибич. Родился он в 1899 году. Умрёт спустя многие годы после окончания Второй мировой войны в 1985 году. Он также служил и в СС, оберфюрером. Униформу для СС он проектировал вместе с графическим дизайнером Вальтером Хеком. Дибичем также был разработан логотип Аненербе и кресты для офицеров СС. Кстати, Дибич также был и директором фарфорового завода Porzellan Manufaktur Allach в 1936 году до передачи фабрики в ведомство СС и переезда её в Дахау.
Вальтер Хек, художник-график, также был гауптштурмфюрером СС. Именно он в 1933 году и разработал эмблему СС, объединив две руны «Зиг» (руна «зиг» - молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Также он разработал и эмблему СА


Очень скоро фирма стала одним из основных производителей военной и военизированной униформы. С началом Второй мировой войны его фабрика была объявлена важным военным предприятием и получила заказ на изготовление униформы вермахта. Впрочем, Хьюго Босс был лишь одним из 75 000 немецких частных портных обшивающих армию.
Производство продолжалось в течение всей войны. Фирма получала колоссальные доходы от национал-социалистического государства.
По одной из версий Хьюго Босс и его команда могли быть личными портными фюрера и иерархов Рейха, по крайней мере, ясно, что фирма пользовалась их покровительством.

Расширению производства и прибылей фабрики способствовало применение на ней рабского труда граждан оккупированных стран, которые содержались в нечеловеческих условиях и эксплуатировались самым бесчеловечным образом. В годы войны предприятие использовало принудительный труд 140 поляков и 40 французских пленных. После поражения Рейха в 1945 году союзники судили Хуго Босса. Но он, убедив суд, что стал нацистом но необходимости, избежал тюрьмы, его приговорили его к огромному штрафу в 100 тысяч марок. ”Конечно, мой отец принадлежал нацистской партии” говорит сегодня 83-х летний Зигфрид Босс. ”Но кто не принадлежал к ней тогда?”


Форма штурмовых отрядов СА работы Босса

Фуражки СС и ГЕСТАПО дизайна Хуго Босса


Коллекция осень 1934-зима 1935гг

Коллекция 1935 года,Берлин


Костюм Гитлера,дизайн Хуго Босс 1935 год.Снимок из женского журнала

После войны Босс быстро переключился на шитье униформы для полицейских, железнодорожников и почтальонов, а также рабочей одежды. После смерти Хьюго Босса в 1948 году фирму возглавил его зять Ойген Холи. В 1953 году Hugo Boss выпустила первый мужской костюм. В 1967 году компания перешла в руки детей Ойгена Холи — Уве и Йонена.
1946 год: фабрика снова чуть не прогорает: Хуго Босса обвиняют в сотрудничестве с нацистами, штрафуют на 80000 марок и лишают права голосования.

1948 год: Хуго Босс умирает, а компанию возглавляет его зять Ойген Холи. Hugo Boss снова специализируется на форме для железнодорожников и почтальонов.

1953 год: Hugo Boss выпускает первый мужской костюм. Это поворотный момент в истории фирмы: она начинает уходить от массового производства одежды и постепенно приближаться к миру Высокой моды.

1967 год: во главе компании становятся Уве и Йохен Холи - дети бывшего руководителя фирмы и внуки ее основателя. Именно они превращают марку во всемирно известный модный бренд.

1970-е: Hugo Boss стремительно развивается. Во-первых, фирма становится крупнейшим в Германии производителем мужской одежды. Во-вторых, компания превращается во влиятельный Дом моды.


1972 год: Hugo Boss впервые спонсирует гонки Формулы 1 и чемпионаты по гольфу и по теннису.

1975 год: талантливый модельер Вернер Балдессарини (Werner Baldessarini) начинает сотрудничать с Hugo Boss.

1984 год: запуск парфюмерной линии бренда.

1993 год: компания переходит в собственность итальянского холдинга Marzotto SpA (в настоящее время - Valentino Fashion Group). Братья Холи покидают предприятие. Генеральным директором предприятия становится Питер Литтман. Он разделяет бренд на линии с разной целевой аудиторией: Boss, предлагающий классическую одежду, Hugo со смелыми молодежными моделями, Baldessarini с изделиями класса люкс.

1996 год: появление награды Hugo Boss за достижения в современном искусстве.

1997 год: компания получает лицензию на производство часов совместно со швейцарской маркой Tempus Concept.

2000 год: Мужской бренд начинает выпускать коллекции одежды для женщин. Компания Hugo Boss, снова обвиненная в сотрудничестве с нацистами, вступает в фонд «Память, ответственность, будущее». Она выделяет 500 000 фунтов стерлингов на компенсации бывшим подневольным рабочим.

2002 год: появление детской линии бренда.

2004 год: открытие бутика площадью 1100 м2 в Париже по адресу Елисейские поля, 115.

2005 год: запуск линии мужской косметики Boss Skin и получение лицензии на производство очков.

2006 год: первая коллаборация Фолкера Кахеле, креативного директора Hugo Boss и лидера группы Jamiroquai Джея Кея. В совместной коллекции JK for Hugo представлены байкерские куртки и перчатки, брюки, вещи из джерси.

2007 год: частная инвестиционная компания Permira приобретает контрольный пакет акций Hugo Boss Group. Марку Baldessarini выкупает Вернер Бальдессарини. У Hugo Boss появляется линия Boss Selection, заменяющая проданный бренд.

2008 год: получение лицензии на совместное с брендом Swarovski производство женских украшений.

2009 год: выпуск мобильного телефона Samsung Hugo Boss.

2009 год: количество людей, работающих в компании Hugo Boss, превышает 9 тысяч человек.

2012 год: выход книги Романа Кестера “Hugo Boss, 1924-1945”, заказанной руководством компании. Произведение рассказывает о временах сотрудничества фабрики с нацистами.

На сегодняшний день Hugo Boss является одним из самых узнаваемых Домов моды. Основной акционер компании — Valentino Fashion Group. Главный управляющий — Бруно Зельцер (Bruno Sälzer). Дизайнерами компании были Вернер Бальдессарини, Андреа Канеллони, Хосе Ханг, Фолькер Кайхеле, Бруно Питерс, Грэм Блэк, Эйан Аллен, Карин Буснел, Барт де Бекер.

Правда и мифы о знаменитом дизайнере

Дизайнер Хьюго Босс и нацистская форма, пошивом которой занималась его компания

Несколько лет назад разгорелся скандал вокруг обнародованных фактов о причастности всемирно известного бренда «Hugo Boss» к созданию военной формы для солдат и офицеров вермахта. Знаменитого дизайнера Хьюго Босса обвиняли в пособничестве нацистам и личных связях с Гитлером.

Компания даже обратилась за помощью к историкам, чтобы разобраться в этом вопросе. И хотя результаты научного исследования опровергли многие растиражированные мифы о дизайнере, компании пришлось признать факт создания униформы нацистов и принести извинения за эксплуатацию на фабриках труда военнопленных и заключенных из концлагерей.



В те времена имя Хьюго Босса еще не было известным брендом. Он начал свой профессиональный путь в качестве работника швейной фабрики в 1902 г. Спустя 6 лет ему в наследство от родителей перешла текстильная лавка, а в 1923 г. Хьюго Босс открыл собственное швейное предприятие - мастерскую по пошиву спецодежды, ветровок, комбинезонов и плащей для рабочих. В 1930 г. его фирма оказалась на грани банкротства. Чтобы спасти ее от разорения, он занялся пошивом униформы вермахта.


Слухи о том, что всемирно известная компания «Hugo Boss» получала прибыль от сотрудничества с нацистами, появились еще в конце 1990-х гг., взбудоражили общество и стали причиной громкого скандала. В 1997 г. компания публично признала факт сотрудничества с нацистами. Поскольку это отрицательно сказалось на имидже бренда, компания спонсировала научное исследование этих фактов, которое провел мюнхенский историк Роман Кестер. В 2012 г. он опубликовал книгу под названием «Hugo Boss, 1924-1945. Швейная фабрика между Веймарской республикой и Третьим рейхом», в которой подробно изложил результаты своего исследования.


Нацистская форма, пошивом которой занималась компания *Hugo Boss*

Как оказалось, Хьюго Босс действительно занимался пошивом военной формы для вермахта и получал от этих заказов большую прибыль. И на фабрике использовался подневольный труд 140 выходцев из Польши и 40 пленных французов. Однако никаких письменных свидетельств о том, что Хьюго Босс был личным портным Адольфа Гитлера, не сохранилось. Кроме того, дизайнер не участвовал в разработке эскизов и создании выкроек, а его фабрика была одной из многих, далеко не самой крупной, из всех компаний, которые занимались пошивом униформы.


Карл Дибич - дизайнер черной униформы СС

На самом деле дизайнером черной униформы СС был не Хьюго Босс, а Карл Дибич - немецкий художник, дизайнер и офицер СС, а эмблему СС в виде двух рун «Зиг» разработал художник-график Вальтер Хек. Черный цвет формы офицеров СС был призван вызывать уважение и страх, однако вскоре оказалось, что у этого цвета есть существенный недостаток: в летнее время он поглощает солнечное излучение и провоцирует обильное потоотделение. Поэтому черный цвет вскоре заменили серым, хотя черный продолжали использовать в парадном обмундировании офицеров высшего эшелона СС. Фабрика Хьюго Босса занималась только пошивом униформы, разработанной Карлом Дибичем.


На создание униформы Дибича вдохновила форма прусских *Гусар смерти*

А вот то, что Хьюго Босс сотрудничал с нацистами не по принуждению, а в силу личных убеждений, подтвердил даже его сын. В 2007 г. Зигфрид Босс публично признал то, что его отец был членом нацистской партии и так прокомментировал этот факт: «А кто не был ее членом в то время? Вся промышленность работала на нацистов» . Еще в 1931 г. дизайнер добровольно вступил в Национал-социалистическую рабочую партию НСДАП и сам был убежденным нацистом. Это стало главной причиной, по которой его фабрика была зарегистрирована как важное военное предприятие и получила крупный заказ на пошив униформы вермахта. Немецкий историк Хеннинг Кобер утверждает, что все представители руководства компании «Hugo Boss» были нацистами и сторонниками Гитлера.


Форма, разработанная Карлом Дибичем

По окончании войны фабрика вновь занялась изготовлением спецодежды для почтальонов, полицейских и железнодорожников. А ее владельца судили, он избежал тюрьмы, но был приговорен к выплате штрафа в размере 100 тысяч марок. Правда, позже Хьюго Босс был частично реабилитирован, а его статус изменили: из «обвиняемого» он превратился в «сочувствующего». В 1948 г. дизайнер ушел из жизни в возрасте 63 лет. Его компания стала всемирно известным брендом уже после его смерти.

После публикации книги Романа Кестера компания «Hugo Boss» разместила на своем сайте заявление, в котором выразила «глубокое сожаление по поводу страданий, выпавших на долю тех, кому пришлось работать на фабрике Хьюго Босса при нацистах» , чем признала правомерность выводов историка.


Нам черная униформа СС хорошо знакома по фильму *Семнадцать мгновений весны*

А в мире моды обмундирование Третьего рейха, созданное компанией «Hugo Boss», считается самой красивой и стильной военной формой. В 1990-х гг. даже зародилось новое движение - Nazi chic - нацистский шик. Особенно популярно оно было в Японии, где появлялись неонацистские организации. Правда, подобная мода продиктована скорее не эстетическими предпочтениями, а общественно-политическими взглядами, и весьма далека от этических соображений - то, что называют «за гранью добра и зла».


В мире моды она считается самой красивой военной формой



Дизайнер и основатель знаменитого бренда Хьюго Босс

Хуго Босс начал свою карьеру в 1902 году в качестве работника швейной фабрики в Метцингене. В 1908 году стал владельцем текстильной лавки, которую ему оставили умершие родители. Воевал на фронтах Первой мировой войны. В 1923 году создал собственное швейное предприятие, которое оказалось на грани банкротства в 1930 году. Чтобы спасти свой бизнес, Хуго в 1931 году вступает в ряды НСДАП. На его фабрике отшивается форма для штурмовых отрядов СС (личная охрана Адольфа Гитлера), штурмовиков СА и молодежного движения гитлерюгенда.

Форма вермахта во время Второй мировой войны отшивалась на фабрике Хуго. Он был официальным портным нацистов. На него работали рабы из балтийских стран, России, Франции, Бельгии, Италии, Австрии, Польши, Чехословакии. По окончании войны швейник резко перестроил свой бизнес на рынок рабочей одежды и штатской униформы. Был признан пособником нацистов и умер в 1948 году. Швейный бизнес перешел к его зятю Ойгену Холи. С 1985 года с американской компанией Procter&Gamble начала выпускаться туалетная вода.