Китайское экономическое чудо. Основные факторы « китайского экономического чуда» (уроки для россии) Экономическое чудо китая кратко

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ « КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА» (УРОКИ ДЛЯ РОССИИ)

Муравьева Валерия Александровна

студент 1 курса, ИЭ и У, КузГТУ, г. Кемерово

Погорелая Татьяна Анатольевна

научный руководитель, доцент КузГТУ, г. Кемерово

Выдающиеся экономические успехи Китая признаны во всем мире и весь мир с надеждой оценивает ситуацию в китайской экономике, одни с ожиданием замедления темпов его роста, а другие, напротив, с надеждой, что рост продолжится такими же темпами, в результате чего КНР сыграет роль «локомотива» для всей мировой экономики.

Еще в 1979 г., когда Китай начал движение по пути реформ, национальная экономика находилась в глубоком кризисе. Китайский экономист Фэн Шаолей приводит данные, ярко характеризующие «стартовые» условия реформ: по показателям развития и уровню душевого ВВП Китай находился в мире ниже 170-й позиции. ВВП на душу населения составлял 190 долл. в год (в США - 18,4 тыс. долл.). Доходы населения, рассчитанные по ППС, составляли 978 долл. (112 место в мире). Зарплата рабочего Китая составляла менее 1 % от зарплаты рабочего США и Японии. Объем китайского экспорта до реформ не достигал и 10 млрд. долл. (в 125 раз ниже, чем в 2007 г.). Китай занимал 27 место в мире по объемам внешней торговли .

Спустя 30 лет, в 2009 г. Китай опередил Германию и стал первым в мире по объему экспорта и вторым по объему импорта. К 2010 г. Китай продолжил стремительный рост, перегнав Японию. Сегодня это вторая после США экономика в мире и первая по размерам экспорта .

Особенно стремительно экономика Китая (в сравнении с темпами роста мировой экономики) развивалась с 2000 г. Профессор Сунн Хун в своей статье «Реформы открытости и развитие китайской экономики» приводит следующие данные: рост мировой экономики в 2001 г. составил 4,3 %; в 2002 г. - 1,6 %; 2003 г. - 2,7 %, а рост китайской экономики за это же время ни разу не опускался за это же время ниже 8,3 % . Стоит особо отметить, что даже в кризисный 2009 г. рост экономики Китая повысился на 8,6 %. И это в то время, когда экономика США упала на 2,5 %, а экономика стран Евросоюза на 3,9 % . По словам Чжан Сяоцяна, заместителя председателя Государственного комитета по развитию и реформ КНР, в 2011 г. рост экономики Китая достиг 9,3 %. Но в 2012 г. был зафиксирован самый медленный рост ВВП за последние 13 лет - 7,8 %, хотя нельзя не заметить, что уже в IV квартале он составил 7,9 %. Именно этот факт дал основание премьеру Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявить, что китайские власти рассчитывают в 2013 г. на увеличение ВВП на 7,5 %. Прежде всего, за счет реструктуризации экономики . А прогноз Всемирного Банка на 2013 г. еще более оптимистичен - ВВП КНР составит 8,4 % . В то же время Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило прогноз ВВП КНР до 7,8 % вместо прогнозируемых ранее 8 % . Российские же эксперты предсказывают, что Китай сможет обогнать по объему ВВП США к 2020 г. .

Экономисты всего мира задаются вопросом о причинах экономического чуда Китая, ведь, несмотря на то, что в последнее время наметилась тенденция к некоторому падению темпов роста, сам рост и другие макроэкономические индикаторы в Китае продолжают оставаться одними из самых высоких в мире. Так, промышленное производство в марте 2012 г. поднялось на 11,95 %, розничные продажи - на 15,2 %, а инвестиции в основные средства в квартальном исчислении - на 15,2 %. Директор Центра по исследованию экономического развития Уханьского университета Го Сибао на российско–китайской конференции заявил, что не видит в этом никакого чуда, что «выстрелить может любая развивающаяся страна», если руководство страны сможет трансформировать недостатки в преимущества. Там же Г. Цаголов предположил, что серьезная экономическая отсталость страны не только не помешала Китайскому чуду, напротив, именно низкий старт и «эффект запаздывания» позволили Китаю «выстрелить» в последнее десятилетие. Опираясь на доклад «Почему экономика Китая растет так быстро: анализ, основанный на теории преимущества запаздывающего развития» Го Сибабо, мы смогли выделить следующие преимущества «эффекта запаздывания », эффективно использованные Китаем:

· во-первых, в отличие от развитых стран, развивающиеся страны испытывают недостаток капитала, при существенном избытке рабочей силы. Рабочая сила делает отдачу капитала у отстающих стран выше, чем у развитых и поэтому капитал из развитых стран начинает интенсивно перемещаться в развивающиеся;

· во-вторых, для начала использования высоких технологий Китаю не пришлось вкладывать значительные финансовые затраты в создание и освоение новых технологий, т. к. была возможность копировать и широко использовать мировые научно-технические достижения;

· в-третьих , использование высококвалифицированной иностранной рабочей силы на совместных с иностранными инвесторами предприятиях обеспечило широкое распространение самого передового опыта для работы по единым технологическим картам и передача всей необходимой информации китайским специалистам;

· в-четвертых , возможность перевести большинство рабочей силы из аграрного сектора в индустриальный создает дополнительную возможность для резкого наращивания темпов (за 30 лет реформ из сельского хозяйства в сферу промышленности и услуг перетекло более 200 млн. чел., обеспечив 22,3 % роста производительности труда в экономике и 17,8 % ВВП);

· в-пятых , различия в эффективности институционной среды между развитыми и развивающимися странами также играют на руку отстающим, которые могут заимствовать лучшие практики создания и совершенствования эффективных институтов .

Практика хозяйствования подтверждает, что в КНР эти преимущества действительно были осознаны и использовались комплексно. Китайское руководство, начиная с Дена Сяо Пина, постоянно активно предпринимает специальные меры по привлечению иностранных инвестиций, объем которых во всех важных сферах национального хозяйства стал настолько значительным, что позволил стране ускорить процесс модернизации экономики в целом. Объемы прямых иностранных инвестиций постоянно увеличивались и к 2010 г. Китай накопил более 1,15 трлн. долл. прямых иностранных капиталовложений. И в 2012 г. снижение темпов роста экономики Китая ни в коем случае не было обусловлено снижением активности иностранных инвесторов - наблюдался рост прямых иностранных инвестиций: из США в КНР поступило 3,1 млрд. долл. (на 4,5 % больше, чем в 2011 г.), из Японии - 7,4 млрд. долл. (прирост - 16,35 %), из стран ЕС - 6,1 млрд. долл. (прирост - 3,85 %) . Таким образом, иностранные инвестиции продолжают играть важную роль в импорте самых передовых технологий содействуя широкомасштабной модернизации китайской экономики. Отметим, что это стало предметом пристального изучения российских исследователей-экономистов, однако в деловой практике китайский опыт пока почти учитывается.

Безусловно, инновации действительно дешевле и надежнее заимствовать, чем приобретать и тем более, чем создавать. При этом, в Китае их используют очень избирательно и не всегда спешат осваивать принципиально новые технологии, приобретенные по импорту. В 2012 г. в КНР на 1 юань, затраченный на импорт технологий, приходится всего 7 фэней на их освоение. Для сравнения: Япония и Южная Корея, будучи на уровне развития, сопоставимом с Китаем, тратится на эти же цели в 5-8 раз больше средств. Поэтому, учитывая соотношение «цена-качество» китайские товары все еще обгоняют своих конкурентов [Там же].

Иностранных инвесторов начиная с 1980-х гг. привлекала дешевая рабочая сила. Товары, произведенные на предприятиях, контролируемых иностранными компаниями, в основном шли на экспорт, а не на внутренний рынок, а выгодность капиталовложений определялась успешностью экспортных поставок. Это обусловливало нарастание торгового оборота. С целью снижения себестоимости производства и получения дополнительной прибыли на китайских предприятиях разграничили производство комплектующих и создание конечного продукта. Инвестиции в сборочные производства привлекли огромное количество рабочих, а иностранные менеджеры воспитали коммерческие качества в китайском работнике, что повлияло в дальнейшем на самостоятельное развитие частных предприятий с чисто китайским руководством. Департамент Азиатского и тихоокеанского сотрудничества МИД России приводит данные о том, что Китай осуществляет научно-техническое сотрудничество с более чем 150-ю государствами. В экономике КНР функционируют более 3000 исследовательских центров с участием иностранного капитала .

Имея в виду вышесказанное, можно сделать вывод о том, что экономическую модель в КНР нельзя охарактеризовать как инновационную до тех пор, пока основными двигателями роста экономики страны остаются иностранные инвестиции в основной капитал и экспорт, а собственные инновации играют ограниченную роль. Поэтому важным фактором ускорения развития Китая стала поддержка правительством сферы собственных НИОКР. Инновационный курс трактуется как новая национальная стратегия . В Китае поставлена задача - к 2020 г. войти в число государств с инновационной экономикой, а к середине столетия стать лидером в науке и технике. Согласно статистике МИД России, на сегодняшний день число ученых в Китае достигло 1,5 млн. чел., а число патентов, получаемых китайскими учеными, растет в среднем в год на 13-15 %. В этом КНР не уступает США. Не удивительно, что в инновационных лабораториях КНР создан самым быстродействующий в мире компьютер «ТЯНЬХЭ», а в 2011 г. Китай стал второй страной в мире после России по общему количеству запусков космических кораблей, опередив США .

Список литературы:

  1. Всемирный Банк. Годовой отчёт 2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: //www.worldbank.org / 2013 / 04.
  2. Го Сибао. Почему экономика Китая растёт так быстро: анализ, основанный на теории преимуществ запаздывающего развития [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.opec.ru/1303650.html
  3. Международное рейтинговое агентство пересмотрело в сторону повышения прогноз по росту ВВП Китая [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: finance. everblog.ru / 2012 / 06.
  4. Насибов И. Научно-технический потенциал Китая: итоги и перспективы развития [Текст] / И. Насибов // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 10. - С. 79-83.
  5. Новоселова Л.В. КНР: инвестиции в преодоление кризиса / Л.В. Новоселова [Текст] // Российский экономический журнал. - 2009. - № 1. 61-73.
  6. Новостная лента МИД [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.mid.ru / ministry.nsf / info / 01. 03. 2013.
  7. Овчинников В. Взлет Китая: чем он поучителен для России? [Текст] / В. Овчинников // Российская Федерация сегодня. - 2010. - С. 2-3.
  8. Сессия всекитайского собрания народных представителей в Пекине // Вестник финансов // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.vestifinanse.ru
  9. Сун Хун Реформы открытости и развитие китайской экономики [Текст] / Сун Хун // Свободная мысль. - 2011. - № 4. - С. 133-146.
  10. Фэн Шаолей Приватизация «по-китайски» [Текст] / Фэн Шаолей // Свободная мысль. - 2011. - № 1. - С. 66-88.
  11. Экономика и связи с Россией в 2008-2009 гг. // Ежегодник «Деловой Китай». - 2009. - 392, // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.polpred.com .

Китай - супердержава? Какие ваши доказательства?

На фоне резко обострившихся торговых и политических отношений межу КНР и США оживилась и дискуссия в Интернете по поводу этого самого торгово-политического конфликта. У нас почему-то активно болеют за тот самый Китай, активно ему сочувствуют и активно делают на него ставку в грядущем противостоянии. И почему-то активно им восхищаются . Скажу честно: не знаю, с чем это связано, не понимаю.

РФ и КНР - союзники? Ну как сказать, на фоне отношений с Западом российско-китайские отношения выглядят очень и очень неплохими, это так, но именно на фоне противостояния с Западом, и только. Ведь в чём «затык» и загвоздка: США уже неоднократно публично обвиняли в том, что они толкают Россию и Китай друг к другу . Причём «толкали» уже после того , как было широко объявлено о российско-китайском партнёрстве.

Ну и каков должен бы был быть результат этих «сближений» и «толканий»? Как вы мыслите? По меньшей мере, достаточно тесный военно-политический союз. О чём автор постоянно читал как в «нулевые», так и в «десятые». Россия и Китай. Китай и Россия. И что они должны делать против Америки и как ей противостоять… причём писали об этом достаточно безапелляционно и достаточно неглупые люди. Ну, и как бы вполне себе в это верилось. Потому как было логично, разумно и с окружавшей нас реальностью вполне себе стыковалось.

Потом случилось «кризисное десятилетие» 2008-2018 и всё, что с ним связано, и «оптимизма» поубавилось. Просто заниматься «рассуждаторством» можно долго и красиво, а вот реальная политика очень быстро всё расставляет на свои места. Так вот как раз хотелось бы бросить шустрый взгляд на ту самую «внешнюю политику Китая». Про экономические достижения Поднебесной у нас не писал только ленивый, с восхищением так писали. Тоже непонятный момент: каким образом Запад вложил гигантские деньги (без которых никакого бы чуда и не было) в страну под управлением… коммунистической партии?

Нас (и особенно украинцев) так долго пугали «декоммунизацией», что вот этот момент гигантских инвестиций в откровенно коммунистический режим не может не вызывать серьёзных вопросов: «А как же идеология?» Украина провела полную и окончательную декоммунизацию, но инвестиций не получила, а тут такое «раздолье». Россия 90-х тоже никаких «инвестиций» не получила, несмотря на откровенное отрицание идеологии коммунизма. Почему?

Что-то как-то не стыкуется, в смысле реальная жизнь не стыкуется с западной пропагандой. Рецепт китайского экономического чуда (а до него японского) достаточно прост: серьёзные инвестиции из-за рубежа плюс открытие богатых рынков США. Ну, им и попёрло… Что-то подобное пытались изобразить наши «горе-реформаторы» в конце 80-х, в 90-х. Но им «не попёрло». И рынки им не открыли, и инвестиций не дали. По поводу чего все 90-е продолжались политические конфликты между Россией и Западом. «А где инвестиции?» - вопрошали товарищи из Кремля (уже полностью «декоммунизированные»). «А это - чисто коммерческий вопрос, и бизнес такие решения принимает абсолютно самостоятельно». Так было принято отвечать «оттуда».

А вот в Китай те же самые западники очень активно вкладывались, что и привело к вполне очевидным результатам - созданию гигантской фабрики, производящей товары для богатых западных рынков. На этом (в своё время) поднялась Япония. На этом же поднялся и Китай. И по итогам уже много лет принято в восхищённых тонах описывать достижения Поднебесной. Что есть, то есть. Гигантскую фабрику (как раньше в Японии) создать удалось, это факт.

А вот что касается политических достижений Поднебесной, то тут всё не так однозначно, как многим хотелось бы. Вот нравится это кому-то или нет, но после 1945-го и до 1991-го мы жили в «двуполярном» мире. И это проявлялось буквально во всех сферах: в культуре, спорте, науке, экономике, не говоря уже о политике. Но надо понимать, что СССР (особенно 40-х/50-х) был достаточно бедной страной. Не было у него и близко тех денег, что у США. И тем не менее, двуполярная система имела место быть, и никто в ней не сомневался. СССР имея гораздо меньшие экономические ресурсы чем США сумел создать свой мир на планете Земля. И это было, и никто вопросов не задавал.

Войны в Корее, Вьетнаме, победа Мао в Китае до того. Широчайшее противостояние двух систем на всех континентах (включая Антарктику!) имело место быть. Вся история с 1945-го по 1991-ый может быть описана в рамках противостояния двух систем…

А вот как раз с современным Китаем всё не так просто, не так однозначно. Безусловно, в области экономики его достижения неоспоримы (на первый взгляд). И вроде бы китайцы «глобально проникают» везде, где только можно, в сфере экономики (и в Европе, и в Африке, и в Латинской Америке). Однако не всё так просто, не всё так позитивно. Де-факто Китай не предлагает альтернативы США. Да, именно так.

В чём была «фишка» пусть даже небогатого СССР после ВМВ? Он не был «завязан» на западные центры принятия решений. Он проводил самостоятельную внешнюю политику. Он был идеологически, политически, культурно независим. Именно за это его и ненавидели на Западе. Именно поэтому его всячески пытались «сжить со свету». А Китай? А что Китай? Китай никому, ничего и никак не предлагает. Китай не выдвигает никаких «альтернатив» западным политическим (глобальным) идеям.

Китай тупо торгует и просто инвестирует. Так это же здорово! Да как сказать… Почему-то вспоминается Япония 80-х, про которую говорили, как про «экономического гиганта и политического карлика». Потом ещё она «накрылась медным тазом» рецессии на 25 лет. Просто поднимите и прочитайте газеты/книги 80-х и что они писали о «мегасупер» Японии. И какие «перспективы» расписывали. Но всё уныло накрылось медным тазом, увы. Одна из причин - Япония не была политически самостоятельна и была весьма ограничена в выборе стратегий национального развития.

«Японское экономическое чудо» закончилось, и сегодня страна находится в глубоком экономическом, политическом, ресурсном и смысловом тупике. Никто не говорит, что Китай обязан повторить судьбу Японии, но вот как-то «терзают смутные сомнения». Сомнения в способности китайского руководства выстроить устойчивую модель развития. Всё, что было у Китая, - четверть века ускоренного экономического развития (как когда-то у Японии). Причём сегодня фактически потенциал этого ускоренного развития (с низкой базы) исчерпан.

Выросли зарплаты в Китае, рынок насытился товарами китайского производства, да и уже почти 10 лет на планете бушует экономический кризис. То есть та самая «модель», в рамках которой китайцы построили свой экономический «парадиз», издыхает прямо на глазах. Тут вот многие любят поминать про долговые расписки казначейства США на триллион долларов, счастливым обладателем которых как раз и является Китайская Народная Республика. Вы-таки юмора ситуации не чувствуете? А чем, собственно говоря, обеспечены эти долговые расписки? Честным американским словом?

Де-факто китайцы всей страной работали как папы Карло, чтобы заработать по центику этот триллион. А американцы… его просто напечатали. Но ведь они обязаны выкупить эти самые расписки? Да как сказать… если джентльмены перестают выигрывать по старым правилам… Почему-то большинство обозревателей считает, что этот «триллион» - мощное средство давления КНР на США. Опять же таки: это как посмотреть. Если ты должен банку десять тысяч долларов и не можешь заплатить - это твои проблемы, если десять миллионов - это уже, скорее, проблемы банка.

Как ни странно, Россия, имевшая долговых расписок по максимуму на 150 миллиардов, уже практически их не имеет (себе дороже). А вот «великий Китай» всё чего-то ждёт… Чего? В принципе, Китай в этом плане уже проиграл. Китайское руководство упустило время. Америка нанесла «упреждающий удар». Сегодня для Пекина «сбрасывать» долговые расписки американского казначейства немного поздно. Война Китаю (солидному держателю американских долгов) уже объявлена! Попытка сегодня начать «скидывать» те самые расписки к успеху уже не приведёт - это будет расценено как «акт агрессии», со всеми вытекающими.

Как раз для США сегодня те самые расписки служат аргументом для шантажа и давления - Китаю очень сложно будет смириться с потерей этих денег. А, как мы все понимаем, это сегодня фактически неизбежно. Но смиряться с этим китайцы никак не хотят. Признать тот факт, что китайское руководство так обмишурилось, - себе дороже. А если кто из читателей будет упорствовать в необходимости выплат как залога доверия к американским финансовым инструментам, так сегодня администрация Трампа открыто объявила торговую войну всему миру, а вы про какой-то смешной триллион в расписках рассуждаете.

И вообще, время тревожное сегодня, кругом арабские террористы и русские хакеры… тут не до сантиментов. Де-факто Китай по сей день не проводит самостоятельной внешней политики. Наиболее ярко и выпукло это было продемонстрировано после пафосных военных учений «Восток-2018», где приняли участие представители НОАК и где Путин встречался с китайскими политиками. Всё было громко и пафосно, а потом стало известно, что банки Поднебесной приостановили платежи российских контрагентов по «американским санкционным спискам». Такая вот китайская «сверхдержава».

Почему-то все рассматривают это обидный факт исключительно с точки зрения российско-китайских отношений. Но тут надо смотреть в глобальном смысле. Ещё лет 10 назад все российские аналитики были абсолютно убеждены, что для Китая независимость в сфере финансов - краеугольный камень державности и суверенитета (небезызвестный «Авантюрист» из Омска на этом строил свои рассуждения). И вот «на тебе» … Почему-то большинство аналитиков сегодня рассматривают данное решение китайских банков как удар по престижу России. Я бы смотрел на ситуацию несколько иначе…

Китай фактически «окружён»: Япония, Ю. Корея, Тайвань, Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Бруней, Индия… Со всеми этими странами у Китая серьёзные «территориальные тёрки». Американские политики даром хлеба не едят и своё дело знают. Назвать стратегическое положение сверхперенаселённого Китая, окружённого «недрузьями», блестящим язык не поворачивается. У Китая очень много проблем. И за большинством из них стоят «американские партнёры». Но даже сотрудничать в финансовой сфере с Россией (вроде как союзником!) без разрешения американцев «великий Китай» «не готов».

«Блестящая изоляция номер два». И, кстати, проблему Тибета и проблему уйгур тоже никто не отменял… И за ними (уже несколько поколений) тоже стоят американские «партнёры». Кстати, в своё время СССР признал Тибет и Тайвань китайскими, без вопросов, а вот Крым, с точки зрения Пекина, сегодня украинский... Такая вот «сверхдержавность». При этом степень влияния американцев на китайскую внутреннюю политику такова, что они способны разрешать и запрещать осуществление платежей китайским банкам, то есть для китайских банкиров Вашингтон более авторитетен, чем Пекин. «Моя плакать».

Что-то, знаете, «меня терзают смутные сомнения» в блистательных перспективах «великого Китая». А вы говорите, они проворовавшихся чиновников расстреливают? Пусть расстреливают. Ну, если нет более достойных занятий.

КИТАЙ.Экономическое чудо Поднебесной.Секретные материалы

Жесть. Как работают в Китае. Вся Жизнь - Завод

Экономическое чудо Китая

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ

Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год (граф. 1). Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью -- каждые 7,5 лет!

За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) -- в 3,6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.

Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997 г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%.

Таблица 1. Экономический рост в Китае и России

По ППС в ценах 1993 г.

Китай в % к России

Среднегодовые темпы прироста, %

Китай в 1978-1997

Россия в 1990-1997

ВВП, млрд дол. США

ВВП на душу населения,дол. США

ВВП на 1 занятого, дол. США

При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (граф. 2). К этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и станет крупнейшей в мире.

График 2. ВВП на душу населения в Ките (Россия = 100%)

Существует нескольких гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо.

ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА

Гипотеза 1 -- отсталость. Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.

График 3 показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики.

График 3.Уровень экономического развития и темпы экономического роста в 1979-1996 гг. (209 стран)

Гипотеза 2 -- особенности структуры производства. Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики -- низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.

На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России (табл. 2). Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией.

Таблица 2. Отраслевая структура экономики, %

Показатели

ВВП всего, в т. ч.:

Сельское и лесное хозяйство

Сфера услуг

Все занятые, в т. ч.

Сельское и лесное хозяйство

Промышленность и строительство

Сфера услуг

Гипотеза 3 -- особенности структуры занятости.

Утверждается, что более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ (табл. 2).

График 4

показывает, что темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978 г.), значения среднегодовых Темпов экономического роста в разных странах колеблются от -6,0% до +8,2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае.

График 4. Удельный вес занятых в сельском

Гипотеза 4 -- национальная специфика.

Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость.

Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням (табл. 3, граф. 5).

Таблица 3. ВВП на душу населения по ППС в иенах 1993 г.

Показатели

До начала реформ в Китае

С начала реформ в Китае

В дол. США:

В % к миру:

В % к России

График 5. ВВП на душу населения в Китае в % к России в 1952-1978 гг.

Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.

Гипотеза 5 -- характер экономической политики. Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.

Для проверки этой гипотезы рассмотрим, в какой степени результаты экономического развития зависят от масштабов участия государства в экономической жизни страны.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ (табл. 4).

Таблица 4. Типы экономических реформ

Направления экономической политики

Показатели

Значения показателей в зависимости от типа экономических реформ

Постепенные (градуалистские, со значительными масштабами государственного вмешательства)

Либеральные

(быстрые, т. н. шоковая терапия)

1. Политика занятости

Удельный вес в общей численности занятых:

Занятых в государственном секторе

Занятых в аппарате государственном управления

2. Социальная политика

Социальные субсидии в % к ВВП

Удельный вес лиц, получающих пособия и субсидии из гос. бюджета, в общей численности населения

3. Внешнеэкономическая политика

Импортные пошлины в % к объему импорта

Среднегодовые темпы снижения валютного курса, %

4. Денежно-кредитная политика

Среднегодовые темпы,

Прироста кредитов ЦБ

%: - прироста денежной массы

4. Бюджетная политика

В % к ВВП:

Государственные налоги

Государственные расходы,

Государственные субсидии

Государственное потребление

Бюджетный дефицит

Государственный долг

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ.

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ.

ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ И РОССИИ

Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94,9 до 26,6%. К 1995 г. он снизился до 18,9%. После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше, чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в настоящее время (табл. 5).

Таблица 5. Политика занятости, социальная политика

Показатели

Удельный вес в численности занятых, %:

Занятых в государственном секторе

Занятых в аппарате государственного управления

Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из государственного бюджета, %

Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП

Уровень безработицы, %

Удельный весзанятых в аппарате государственного управления увеличился в обеих странах: в Китае за 17 лет -- на 40%, в России за 6 лет -- на 90%. В настоящее время российский показатель выше китайского в 2,6 раза, а после сокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн чел., объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо

Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета , достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на 16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным.

Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая суммарасходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии вКитае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли -- с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.

В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое -- с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53% в 1997 г., что способствовало ускорению экономического развития. Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6% в 1991 г. до 9% в 1997 г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49,7 до 44,4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России.

Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму -- отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г. (табл. 6).

Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты

Показатели

Импортные пошлины в % к импорту

Темпы прироста, %:

Экспорта

Импорта

В % к ВВП:

Экспорт

Удельный вес машин и оборудования в экспорте, %

Иностранные инвестиции в % к ВВП

Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики какдевальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8,3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше.

США по ВВП, пересчитанному в доллары по паритету покупательной способности, следует из обновленной 7 октября базы макроэкономических прогнозов МВФ. И хотя Поднебесная пока не вырвалась вперед по ВВП в рыночных валютных курсах, мало кто сомневается, что это лишь вопрос времени. РБК вспоминает составляющие стремительного экономического успеха Китая, в основе которого остается принцип «торопись медленно».

«Архитектор реформ» Дэн Сяопин

В 1978 году деятель Коммунистической партии Китая Дэн Сяопин вместе с соратниками начал реализацию политики реформ, нацеленной на открытость внешнему миру, построение социалистической рыночной экономики и создание общества «малого благосостояния».

В большинстве секторов экономики роль правительства была уменьшена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, увеличилась роль частного сектора. КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы повысили уровень жизни большинства населения Китая и позже позволили поддержать комплексные реформы.

С увеличением доходов, стимулов, заметного роста в сфере услуг и расцвета в промышленном секторе в КНР начали проявляться некоторые черты общества потребления.

Армия дешевых работников

Долгие годы дешевая рабочая сила обеспечивала низкую себестоимость китайских товаров. Низкоквалифицированный и малопроизводительный труд составляет основу дешевых рабочих ресурсов страны. Китайская деревня остается ключевым поставщиком рабочей силы на глобальном рынке.

Заниженный курс юаня

До 1974 года курс юаня к иностранным валютам устанавливался преимущественно через фунт стерлингов, а также гонконгский доллар. С августа 1974 была введена ежедневная котировка юаня к доллару США и другим валютам на базе валютной корзины. С 1994 года Пекин законсервировал курс юаня на уровне $1/8,27 юаня. Запад обвиняет КНР в занижении валютного курса через накопление валютных резервов, что служит инструментом стимулирования экспортно-ориентированного роста и дает дополнительные конкурентные преимущества китайским товарам.

« Технология в обмен на рынок»

В начале 90-х годов власти КНР провозгласили политику «технология в обмен на рынок», которая предполагала уступку части отечественного рынка транснациональным корпорациям в обмен на передачу Китаю зарубежных технологий. Западные корпорации поспешили воспользоваться крайне низкой стоимостью рабочей силы в Китае и массово переносили в Поднебесную свои производства, а затем и научно-исследовательские центры.

В прошлом остались те времена, когда китайское производство ассоциировалось исключительно с пошивом дешевой одежды и контрафактом: ныне Китай - крупнейший экспортер и производитель товаров, «мировая фабрика», с чьих конвейеров сходят самые популярные электронные гаджеты.

Сегодня в стране функционируют 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей.

Устойчивость политической системы

В Китае уже многие десятилетия обеспечивается политическая стабильность, сохраняется преемственность власти, заключающаяся в регулярной и организованной сменяемости политического руководства страны.

Прошедший в ноябре 2012 года XVIII съезд Коммунистической партии Китая положил начало четвертой по счету со времен Дэн Сяопина смене поколений руководящих кадров - генеральным секретарем правящей партии был избран Си Цзиньпин. Тогда же политические лидеры страны подтвердили свою приверженность построению социализма с китайской спецификой: продвигая реформы, придерживаясь принципа открытости, обеспечивая социальную справедливость, всеобщую зажиточность и социальную гармонию.

Партийная элита пообещала, что реформа политической системы КНР будет продолжена, но основной упор будет сделан на то, чтобы при этом избежать дестабилизации в социально-политической и экономической сферах.

Градуалистский подход к реформам

В своей экономической политике Пекин строго придерживается градуалистского подхода. Запуская системные реформы, Китай начал не с политических, а с рыночных преобразований, сохранив авторитарную политическую систему для минимизации политических рисков. За основу был взят эволюционный путь развития - реализация программ и планов растягивалась на длительное время. Формы хозяйственной интеграции, свойственные развитым странам, постепенно интегрировались в реформирующуюся экономику, а не насаждались в принципиально новую среду.

Вначале Китай осуществлял постепенное дерегулирование цен, а сегодня осуществляет постепенную экономическую либерализацию. Формирование негосударственного сектора шло с нуля, а не в результате масштабной приватизации. И по сей день власти КНР нацелены на сбалансированный качественный устойчивый рост в условиях поступательного движения реформ.

Экспортно-ориентированная промышленная политика

Резкое увеличение экспорта - один из основных внешних факторов роста китайской экономики. У китайских товаров много конкурентных преимуществ на международном рынке, однако для успеха внешнеторговой экспансии нужна четкая стратегия. Она взята за основу в проводимой китайскими властями последовательной экспортно-ориентированной промышленной политике, заключающейся в обеспечении налоговых, кредитных, таможенных и прочих преференций отраслям и предприятиям, нацеленным на внешние рынки.

Всего лишь четыре десятка лет назад такая страна, как Китай, имела довольно слабую, отстающую экономику. Произошедшие за эти годы экономические реформы, сделавшие экономику страны более либеральной, принято считать китайским экономическим чудом. Темпы роста экономики за последние 30 лет невероятны и поразительны: в среднем на 10% в год повышался ВВП страны, и на 9% рос ВВП на душу населения. Сегодня Китай занимает лидирующие позиции среди мировых экономик. Рассмотрим, как удалось этой стране достичь таких показателей, как происходило экономическое чудо, каковы его причины и какая обстановка предшествовала ему.

КНР в середине ХХ века

После окончания Второй мировой войны Китай стоял на распутье и не знал, что выбрать: либеральный капиталистический или, по примеру великой державы СССР, социалистический путь развития. Сотрясавшая страну до 1949 года гражданская война привела к отделению острова Тайвань и созданию Китайской Народной Республики во главе с Мао Цзедуном.

С приходом коммунистической партии начинается болезненная стройка социализма: национализация собственности и проведение аграрной реформы, осуществление пятилетних планов развития хозяйства... Принимая помощь от СССР и ориентируясь на политический и экономический строй своего социалистического соседа, Китай проводит индустриализацию экономики. Порой приходилось прибегать к жестким и бескомпромиссным методам.

«Большой скачок» в никуда

Однако после 1957 года отношения Китая и СССР остыли, и не разделявший взглядов тогдашнего советского руководства Мао Цзедун принимает решение о реализации новой программы, получившей название «Большого скачка». Целью амбициозной программы было резкое развитие экономики, но новое направление оказалось неудачным и имело трагические последствия как для народа, так и для экономики Китая в целом.

В 60-е страна переживает сильный голод, культурную революцию и массовые репрессии. Многие государственные инструменты перестали действовать, разваливалась коммунистическая партийная система. Но в начале 70-х правительство берет курс на восстановление партийных организаций и улучшение отношений с США. После кончины «Великого кормчего» Мао Цзедуна в 1976 году страна оказалась в тяжелом экономическом положении, возросла безработица, была введена карточная система.

С конца 1976 года во главе Китая становится Хуа Гофэн. Но фактические бразды правления берет на себя Дэн Сяопин - политический деятель, попавший в жернова культурной революции и восстановившийся в должности вице-премьера Китая в 1977 году.

Решающий пленум

Считая во многом ошибочной программу «Большого скачка», Дэн Сяопин, опираясь на поддержку коммунистической партии, начинает осуществление программы по модернизации экономики. В 1978 году на очередном пленуме компартии официально провозглашается курс на социалистическую рыночную экономику, в которой будут сочетаться две экономические системы: планово-распределительная и рыночная.

Новый правительственный путь называют курсом реформ и открытости. Либеральные реформы Сяопина основываются на постепенном переходе экономических структур на рыночные рельсы и сохранении коммунистического строя. заверил что все преобразования будут проходить под руководством компартии, а диктатура пролетариата будет укрепляться.

Основные моменты преобразований и реформ

Если говорить о новых реформах кратко, то экономика Китая должна быть ориентирована на экспортное производство и массовое привлечение инвестиций. С этого момента Поднебесная провозглашает себя страной, открытой для расширения связей с другими государствами, что привлекло иностранных инвесторов. А либерализация внешней торговли и создание территорий особых экономических зон для иностранных предпринимателей привели к невиданному росту экспортных показателей.

Первым делом Сяопин снижает государственный контроль над многими секторами экономики и расширяет управленческие функции руководителей предприятий. Всячески поощрялось развитие частного сектора, появляются фондовые рынки. Серьезные преобразования коснулись аграрного сектора и промышленности.

Четыре этапа

В ходе всего реформирования экономики Китая можно выделить четыре временных этапа, проводившихся под определенным лозунгом. Первый (с 1978 по 1984) этап, подразумевающий преобразования в сельской местности, создание специальных экономических зон, имел такой лозунг: «Основа - плановая экономика. Дополнение - рыночное регулирование».

Второй (с 1984 по 1991) этап - это перемещение внимания с аграрного сектора на городские предприятия, расширение их поля деятельности и самостоятельности. Вводится рыночное ценообразование, реформам подвергаются социальная сфера, наука, образование. Этот этап носит название «Плановая товарная экономика».

Третий (с 1992 по 2002) этап проходил под лозунгом «Социалистическая рыночная экономика». В это время формируется новая экономическая система, подразумевающая дальнейшее развитие рынка и определяющая инструменты макрорегулирования государственного контроля на новой основе.

Четвертый (с 2003 года и по сей день) обозначен как «Этап совершенствования социалистической рыночной экономики».

Преобразования в аграрной сфере

Китайское экономическое чудо началось с преобразования Сутью аграрной реформы было упразднение существовавших тогда народных коммун и переход к семейному подряду с единой коллективной собственностью. Это означало передачу земли китайским крестьянам в собственность на срок до пятидесяти лет, часть полученной продукции с этой земли отдавалась государству. Также было введено свободное ценообразование на крестьянскую продукцию, разрешалась рыночная торговля сельхозтоварами.

В результате таких преобразований сельское хозяйство получило толчок к развитию и вышло из застоя. Новая сложившаяся система коллективной собственности и семейного подряда качественно повысила уровень жизни крестьян и помогла решить продовольственную проблему.

Преобразования в промышленности

Хозяйственная система промышленных предприятий была почти освобождена от директивного планирования, их предполагалось превратить в самоокупаемые предприятия с возможностью самостоятельного сбыта продукции. Крупные предприятия стратегического назначения остаются под контролем государства, а средним и мелким дается право не только на управление хозяйствованием, но и на смену формы собственности. Все это способствовало тому, что государство сосредоточилось на улучшении положения дел в крупных госпредприятиях и не мешало развитию частного сектора.

Постепенно происходит уменьшение дисбаланса в производстве тяжелой промышленности и товаров народного потребления. Начинается поворот экономики в сторону роста производства товаров для внутреннего потребления, тем более что большая численность населения Китая этому способствует.

Особые экономические зоны, налоговая и банковская системы

К 1982 году в качестве эксперимента некоторые приморские регионы Китая объявили себя особыми экономическими зонами, а после пленума 1984 года в качестве специальных экономических зон утверждены 14 городов в общей сложности. Целью формирования этих зон стало привлечение иностранных инвестиций в промышленность Китая и освоение новых технологий, ускорение экономического развития этих регионов, выход экономики страны на международную арену.

Реформы коснулись и налоговой, банковской и валютной системы. Вводятся налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для организаций. В центральные бюджеты стала поступать большая часть доходов благодаря новой системе распределения между местными администрациями и центральным правительством.

Банковская система страны разделилась на государственные банки, проводящие экономическую политику правительства, и остальные кредитно-финансовые организации на коммерческой основе. Курсы иностранных валют теперь пустились в «свободное плавание», которое регулировалось лишь рынком.

Плоды реформ

Китайское экономическое чудо начинает проявляться уже в конце 80-х. Результаты преобразований качественно отразились на жизни обычных граждан. Снижаются показатели безработицы в 3 раза, удваивается розничный товарооборот. Объемы внешней торговли к 1987 году увеличились в 4 раза по сравнению с 1978 годом. Были привлечены миллиарды долларов иностранных инвестиций, и к 1989 году насчитывалось 19 000 совместных предприятий.

Если говорить Китая проявилось в уменьшение доли тяжелой промышленности и увеличении производства предметов народного потребления и легкой промышленности. Значительно расширяется сфера услуг.

Поражал небывалыми темпами роста: 12-14% в начале 90-х. Многие эксперты в эти годы говорили о феномене китайского экономического чуда и предрекали Китаю роль экономической сверхдержавы 21 века.

Отрицательные последствия реформ

Как и у всякой медали, у китайских реформ было две стороны - положительная и отрицательная. Одним из таких отрицательных моментов стала угроза инфляции, последовавшей как побочный эффект роста производительности труда после реформ в аграрном секторе. Также в результате ценовой реформы усугубилось положение в индустриальном секторе. Начались волнения, вылившиеся в студенческие демонстрации, в результате которых в отставку отправляется генсек Ху Яобан.

Только в начале 90-х предложенный Дэн Сяопином курс ускорения и оздоровления экономической среды помог преодолеть перегрев экономики, создать системы контроля за инфляцией и развитием страны.

Китайское экономическое чудо и его причины

Итак, теперь о причинах. Изучая феномен экономического чуда Китая, многие экспертами выдвигаются следующие причины экономического подъема:

  1. Эффективная роль государства в экономических преобразованиях. На всех этапах проведения реформ управленческий аппарат страны адекватно отвечал задачам экономической модернизации.
  2. Значительные трудовые ресурсы. Спрос на рынке труда Китая всегда больше предложения. Это позволяет сохранять низкие зарплаты при высокой производительности.
  3. Привлечение иностранных инвестиций в промышленность Китая, а также в высокотехнологичные отрасли.
  4. Экспортоориентированная модель развития, позволявшая за счет валютной выручки повысить наукоемкость экономики и освоение новейших технологий.

Однако главный экономический прогресс Китая состоял в отказе от «шоковой терапии» и в постепенном формировании рыночного механизма, который оздоровил экономику благодаря эффективному рыночному регулированию.

Китай сегодня

К чему привели четыре десятилетия мудрых реформ Китая? Рассмотрим основные показатели экономики далее. Сегодняшний Китай - это мощная ядерная и космическая держава, имеющая современную промышленность и развитую инфраструктуру.

Немного цифр

За три квартала 2017 ВВП Китая достиг около 60 триллионов юаней. Это составляет 6,9% в годовом выражении. Увеличение ВВП Китая в 2017 году составляет 0,2% к периоду прошлого года. Увеличивается доля в ВВП аграрного, промышленного секторов, сферы услуг в среднем на 5-7 %. В 2017 году сохраняется тенденция роста инновационных и высокотехнологичных секторов экономики.

В целом, несмотря на небольшое замедление темпов роста, экономика Китая (кратко рассказать об этом феномене довольно сложно) сегодня сохраняет потенциал длительного роста и продолжает структурные реформы.

Прогнозы развития китайской экономики

Создав рыночный механизм в экономике, правительство Китая планирует и дальше ее совершенствовать, показывая при этом преимущества социализма. Однако специалисты делают как оптимистичные, так и пессимистичные прогнозы развития китайской экономики. Одни уверены, что сложно будет противостоять нарастающим экономическим, политическим и социальным проблемам, сохраняя коммунистическую власть. Растущая эмиграция в развитые страны, пропасть между бедными и богатыми может снизить эффективность государственной власти и роль партии. Им в противовес другие эксперты утверждают, что все-таки гибрид социализма и капиталистического рынка возможен в силу самобытности китайской нации и менталитета, только ей свойственного. Остается только сказать, что время расставит все на свои места.