Что такое конспект про писателя. Урок-конспект по литературе: "Ф

Тема: Ф. И. Тютчев "Весенние воды"

Цели:

1. Знакомство учащихся с творчеством поэта.

2. Обучение анализу стихотворного текста, знакомство с приемом олицетворения.

3. Развитие образного и логического мышления.

4. Пополнение активной лексики учащихся.

5. Воспитание любви к природе.

6. Развитие коммуникативных навыков.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь определять главную тему и мысль произведения;

Уметь находить в тексте примеры тропов;

Уметь правильно выбирать средства выразительности речи: темп, интонационное ударение, тон.

Оборудование: портрет Ф. Тютчева, музыкальная запись М. И. Глинки "Веснянка", репродукции картин И. Левитана "Март" и А. Саврасова "Грачи прилетели".

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Учитель : Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в чудесный мир русской поэзии.

А чтобы понять, о чем пойдет речь на уроке, отгадайте загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла...

(Весна)
Итак, пришла весна. В народе ее часто называют красавицей. Как вы думаете, почему?

(Природа обновляется, распускаются почки, появляются первые цветы)

3. Сообщение темы и целей урока

Весну очень любят поэты. Сегодня мы познакомимся с замечательным стихотворением Ф. И. Тютчева "Весенние воды", научимся понимать красоту поэтических строк. Заглянем и в мастерскую автора, чтобы понять, как ему удается передать весеннее настроение.

Но для начала давайте вспомним, что мы знаем о Тютчеве.

4. Проверка домашнего задания

Проводится в форме блиц опроса:

Полное имя поэта (Федор Иванович Тютчев)

Годы жизни (1803-1873)

Где родился поэт? (В Орловской губернии, в семье помещика.)

Кем служил Тютчев? (Дипломатом. Долгое время он жил за границей.)

Какова основная тема его лирики? (Русская природа.)

А что мы называем лирикой? (Лирика - род художественной литературы, в котором события, мысли и чувства передаются в стихотворной форме.)

5. Первичное знакомство с произведением

Вы хорошо помните биографию поэта. И правильно указали, что большинство его стихов о природе. Тютчев умел необыкновенно тонко передать весеннее настроение. Умел наблюдать, описывать и подмечать красоту в любом, даже самом отдаленном уголке России.

А весна - самое любимое время года многих поэтов. Она дарит чувство радости, обновления, заставляет взволнованно биться наши сердца.

Послушайте стихотворение "Весенние воды"

Учитель читает стихотворение.

(Картина И. Левитана "Март" )

6. Работа с текстом

А) Восприятие поэтического текста

Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Радостное, восторженное)

Какие признаки наступления весны описывает поэт? (звон капели, журчание ручьев, таяние снега)

Б) Словарная работа

Найдите в тексте слова, которые вам кажутся непонятными.

Брег - берег

Гласят - говорят, кричат, возвещают

Гонцы - те, кто несет весть, новость.

Назовите все слова, которые передают действие весенних вод (шумят, бегут, будят, блещут, гласят)

Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение: медленно и спокойно или радостно и активно? Почему? (Сами глаголы передают активное движение, поэтому читать нужно весело, с задором)

Учитель читает стихотворение, подчеркивая интонацию.

В) Физкульт.минутка

Давайте попробуем с вами изобразить вешние воды. Я называю слово, вы передаете движениями, мимикой.

Итак, ручьи бегут, шумят, будят, блещут, гласят.

(Картина А. Саврасова "Грачи прилетели" )

7. Визит в поэтическую мастерскую

А) Работа по развитию творческого воображения

Прочитайте стихотворения про себя. Какие картины вы себе представили?

Прослушайте творение русского композитора М. И. Глинки "Веснянка".

Какие звуки наступающей весны вы услышали? (Трели соловья, журчание ручьев, звон капели.)

Соответствует ли музыка стихотворению Тютчева? (Да, она тоже передает звуки весенних вод)

Как вы думаете, о каком месяце идет речь? (Конец марта - начало апреля. Это время, когда тает снег.)

Какие весенние месяцы вы знаете? Расскажите о них. (Учащиеся описывают явления природы, характерные для весенних месяцев.)

Почему поэт назвал берег реки сонным? (Потому что он еще во власти зимней спячки.)

Б) Введение нового понятия: олицетворение

В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением.

Давайте найдем в тексте примеры олицетворения (Весна идет; она выслала вперед ручьи; ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.)

Зачем поэт использует олицетворение?

Прочитайте вторую строфу стихотворения. Кого славят ручьи?

Как они себя называют?

А как вы понимаете последние три строчки?

Какие чувства вызывают эти строки? Почему? Какое настроение они придают всему произведению?

8. Развитие эстетического восприятия текста

Весну любили не только музыканты и поэты, но и художники. Перед вами репродукции картин русских художников, посвященных весне:

И. Левитан "Март"

А. Саврасов "Грачи прилетели"

Всмотритесь в краски весны. Это похоже на волшебный напиток. Один глоток - и вы понимаете, о чем кричат грачи, вы слышите звон капели, понимает, о чем шепчут лист деревьев.

Какая из картин, на ваш взгляд, лучше всего иллюстрирует стихотворение Тютчева? Объясните свою точку зрения.

(Учащиеся рассматривают картины, называют признаки весны, объясняют свой выбор.)

9. Выразительное чтение стихотворения

10. Подведение итогов урока и выставление оценок

Что нового вы узнали на уроке?

Какие приметы весны описывает поэт?

Каким приемом он пользуется для передачи настроения?

Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

11. Домашнее задание

1) Выучить стихотворение "Весенние воды" наизусть.

2) Нарисовать пейзажную зарисовку по мотивам произведения.

1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

2. Задачи:

1. Художественная литература. Познакомить детей с творчеством детских писателей – Н. Носовым, Е. Чарушиным;

2. Познавательное развитие. Расширять и уточнять краткие представления детей о жизни и творчестве этих детских писателей;

3. Систематизировать знания детских рассказов, закрепить названия этих рассказов, воспитывать любовь к художественной литературе.

4. Речевое развитие. Развивать связную, диалогическую речь, память, слуховое внимание, мышление, воображение, активизировать в речи детей прилагательные.

5. Физическое развитие. Совершенствовать опыт сочетания движений со словом.

3. Методы и приемы:

Практические: физкультминутка «Незнайкина зарядка».

Наглядные: рассматривание портретов Н. Носова, Е. Чарушина; рассматривание слайдов с изображением фрагментов из произведений Н. Носова, Е. Чарушина и других детских писателей.

Словесные: беседа по вопросам; проговаривание названий произведений; отгадывание загадок; чтение стихотворений; интерпретация к рассказу Н. Носова.

4. Материалы и оборудование:

- иллюстрации и картинки;

- интерактивная доска;

- детские книги Н. Носова и Е. Чарушина.

5. Формы организации совместной деятельности

6. Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель включает детей в образовательную деятельность:

Воспитатель предлагает послушать отрывки из произведений и угадать названия этих произведений

Дети отгадывают названия произведений.

1. Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

Где же она? - спрашивает Вадик.

Вон там, возле стола.

Сейчас я ее как тресну клюшкой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.

2. Заглянул на шкаф - на шкафу нет.

Отодвинул комод - и там нет никого.

И под стульями нет.

И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит - охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.

И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

Сформирована мотивация образовательной деятельности

2

Воспитатель беседует с детьми и задает вопросы:

О рассказе Н. Носова «Живая шляпа»;

О рассказе Е. Чарушина «Лисята».

Дети, давайте вспомним, о чем говорится в произведении «Живая шляпа»?

О чем говорится в рассказе «Лисята»?

Расширение знаний о произведениях данных писателей.

3

Воспитатель предлагает рассмотреть на интерактивной доске фрагменты из произведений «Живая шляпа» и «Лисята».

Дети рассматривают фрагменты и отгадывают из какого они произведения.

Воспитывается внимательность и интерес к художественной литературе.

4

Воспитатель просит детей рассказать о том, кого называют писателями? А также, что такое рассказ?

Воспитатель по ходу беседы обобщает новые понятия.

Дети отвечают на вопросы.

Писатели – это люди, которые пишут рассказы.

Рассказ – это когда говорится о чем-то настоящем.

Расширение кругозора у детей.

5

Воспитатель предлагает с детьми провести физкультминутку

Дети проводят физкультминутку:

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали,

Сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободно встать

И спокойнее дышать.

Обеспечена потребность детей в движении.

Согласованы движения и речь. Развивается мелкая моторика.

6

Воспитатель дает краткую информацию о Николае Носове и некоторых его произведениях.

Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям, а потом постепенно понял, что сочинять для детей – это самая наилучшая работа. С некоторыми его произведениями мы с вами уже знакомы, давайте вместе и вспомним.

«На горке».

«Огурцы»,

«Заплатка»,

«Ступеньки».

Расширен кругозор, получена краткая справка о биографии писателя некоторых его произведениях.

7

Воспитатель предлагает послушать о другом детском писателе – Е. Чару шине. Евгений Чарушин - один из самых любимых детьми писателей, выдающийся художник мира животных. Его рассказы и рисунки проникнуты искренней любовью к природе. Рассказы Евгения Чару шина учат любить удивительный мир зверей и птиц. Давайте, рассмотрим картинки из его произведений и вместе вспомним их названия

Дети рассматривают портрет писателя на интерактивной доске, фрагменты из его рассказов и вместе с воспитателем угадывают названия произведений.

«Лисята»,

«На нашем дворе»,

«Про зайчат»,

«Томка»,

«Никита-доктор».

Расширяется кругозор детей, активизируется словарный запас.

8

Воспитатель предлагает детям поиграть в логическую игру «Чей рассказ?»

Дети слушают правила игры, а потом рассматривают фрагменты из произведений и угадывают, какому автору принадлежит данное произведение.

Обеспечена систематизация знаний произведений детских писателей.

9

Воспитатель подводит итоги образовательной деятельности посредством беседы, обобщения и закрепления.

Дети слушают стихотворение.

1. Кто не любит зверюшек?

Зайчат, медвежат и хрюшек?

А тот, кто Чарушина книги читал,

О разных животных много узнал.

Забавные киски, собачки и птички,

В книжках живут на каждой страничке.

Вот Томка, вот Тюпа

О них ты читал?

Так книжки откроем мы с вами скорей,

Найдём мы там много пушистых зверей.

2. Известен нам рассказ

«Живая шляпа»,

Ой, какой же он смешной.

А вспомните «Фантазеров»,

И вправду, фантазеры,

Ой, а еще я вспомнил

Бобика, который был

В гостях у этого,

Как его. Барбоса.

Удивительные рассказы….

А кстати, кто их написал?

Я знаю, это наш любимый

Носов Николай.

Развивается диалогическая речь, дети активно и доброжелательно общаются друг с другом и педагогом, при этом выбирая из двух предложенных вариантов один правильный ответ.

(по произведениям К.И. Чуковского)

Задачи :

I. Обучающие:

  • Закрепить в памяти детей произведения К.И.Чуковского;
  • Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок Чуковского, узнавать их;
  • Учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в предложениях;

II. Развивающие:

  • Развивать память, сообразительность, находчивость и быстроту реакции;

III. Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.

Предварительная работа : организовать в группе (книжном уголке) выставку произведений К.И.Чуковского, подобрать художественные иллюстрации к этим произведениям, просмотр фильма: «Откуда пришла книга».

Педагог встречает детей в книжном уголке.

Педагог (загадывает детям загадку про книгу):

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Дети (отгадывают загадку).

Педагог: Правильно, дети, это книга. Мы часто говорим: «Книги - наши друзья».

Почему книгу считают другом? (отвёты детёй)

Педагог: Кроме загадок, есть пословицы и поговорки о книгах. Какие может быть

вспомните и вы? (Дети перечисляют).

1. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

2. Книги для ума, что теплый дождик для всходов.

3. Кто много читает, тот много знает/

4. Книга подобна воде - дорогу пробьет везде.

Педагог рассматривает с детьми книги, которые живут в книжном уголке.

Педагог: Посмотрите, ребята, сколько у нас здесь разных книге известными рассказами, стихами, загадками и с нашими любимыми сказками.

Педагог: Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир- рассказывают о земле, космосе, жизни в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных, птиц. Не зря говорит пословица: «Книга- источник знаний!».

Педагог: Дети, а вы помните, какой фильм про книгу мы смотрели недавно.

(Дети называют фильм: «Откуда пришла книга!»).

Вот какой нелегкий путь совершает книга и поэтому обращаться с книгами нужно
бережно.

(дети перечисляют известные им правила обращения с книгами):

1. Не рвать, не мять.

2. Не есть за столом.

4. Ничего не ставить на книги/

5. Вовремя их «лечить»

Педагог: Вспомните, пожалуйста, кто пишет все книги.

Дети называют.

Педагог: Правильно, это писатель.

Педагог вместе с детьми рассматривает писателя.

Педагог: В нашем книжном уголке есть портрет писателя, которому бы исполнилось в этом году 130 лет. Этот писатель написал много сказок, а также стихов. И зовут его

Корней Иванович Чуковский.

Педагог: Ребята, вспомните, пожалуйста, какие вы знаете произведения К.И.Чуковского (читали дома или в детском саду).

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга - лучший спутник мои и друг.

Дети перечисляют известные им произведения К7И.Чуковского.

Педагог проводит с детьми игру: «Угадай-ка».

Педагог: Как хорошо вы знаете и помните произведения Чуковского. И сейчас вы должны угадать из какого произведения Чуковского данные строчки:

1. Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

(Краденое солнце).

2.. .... А лисички взяли спички,

К морю синему пошли

Море синее зажгли.

(Путаница).

3. ...Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Звери задрожали, в обморок упали.

(Тараканище).

4. ...Таня, Ваня задрожали -

Бармалея увидали.

Он по Африке идет,

На всю Африку поет.

(Бармалей).

Педагог: Молодцы, ребята, справились с этим заданием.

Педагог проводит игру: «Чьи это слова?»

Педагог: А теперь, вы должны отгадать кому принадлежат слова:

1. «Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил»

(Сороки - белобоки из Краденого солнца)

2. «Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу».

(Муха-Цокотуха).

3. «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!»

(Мойдодыр).

4. «Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

(кит из Путаницы)

5. «Ой, вы, бедные сиротки

Утюги и сковородки».

(Федора)

6. «Погодите, не спешитё?

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую»

(Тараканище)

7. «И мне не надо ни Мармелада, ни шоколада,
А только маленьких детей»

(Бармалей) - чую»

Педагог проводит игру: «Да - нет »ище)

Педагог: Хорошо вы справились сзаданием.

Я утверждаю, что все эти сказки написал К.И. Чуковский. Так ли это?

Айболит............ (высказывания детей)

Винни-Пух................ (противоречие)

Колобок................ (это русская народная сказка).

Дети отвечают.

Педагог проводит игру: «Назовите имя? »

Педагог : А сейчас я начну, а вы продолжите:

Доктор................... (Айболит)

Акула............................. (Каракула)

Разбойник, злодей, ужасный.......................... (Бармалей)

Великий умывальник........................... (Мойдодыр)

Муха......................... ..(Цокотуха)

Бабушка................. .(Федора)

Имена детишек Крокодила.,,(Тотоша и Кокоша).

Педагог проводит игру: «Собери героев в одну сказку».

Педагог: Посмотрите - ка, беда, герои сказок потерялись и не могут найти свою сказку. Поможем им найти друг друга? (ответы детей)

Дети получают карточки с изображением героев сказок Чуковского. Педагог дает им время, для того, чтобы дети объединились в одну сказку (правильно нашли героев и назвали книжку)

Звучит музыка . Дети выполняют задание.

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пройдем от страницы к странице

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

1. «Муха-Цокотуха» (паук- злодей, жучок, паучок)

2. «Айболит» (медведь, лиса, заяц, корова)

3. «Телефон» (цапля, медведь, мартышка)

4. «Мойдодыр» (грязнуля, умывальник, мойдодыр)

5. «Федорино горе» (курица, бабушка, самовар )

Педагог : Сегодня мы с вами вспомнили сказки Чуковского. А теперь посмотрите на иллюстрации к каждой сказке и скажите, как вы думаете, кто их нарисовал? Ответы детей.

Педагог: Правильно, все иллюстрации в книгах рисует художник. Самое интересное занятие - делать картинки к детским книжкам.

Педагог : Мы сейчас станем на какое-то время художниками - иллюстраторами и нарисуем свое любимое произведение К.И.Чуковского.

Звучит музыка, дети рисуют рисунки, которые педагог оформляет общей выставкой на тему «Сказки дедушки Ко рнея».

Выполнила: учитель русского языка литературы

МБОУ « Гилево-Логовская СОШ»

Кандаурова Алена Леонидовна

с. Гилев-Лог 2015

План-конспект урока по литературе в 6 классе

Тема: « И.С. Тургенев.Слово о писателе»

Цели: 1. Привлечь внимание к биографии Тургенева,его личности

2. Познакомить с некоторыми произведениями и художественными особенностями его творчества

3. Развить навыки активного слушания и воображения

4. Воспитывать общечеловеческие ценности,любовь к Родине и близким

Методические приемы: рассказ учителя,беседа,анализ,выразительное чтение

Оборудование: презентация,портрет писателя,композиция(сено,бусы,глиняный горшок,русский народный платок)

Ход урока:

    Оргмомент

  1. Просмотр презентации

    Чтение стихотворения учителем

    Словарная работа

    Работа со статьей учебника

    Итог урока

    Домашнее задание

На доске портрет Тургенева,слова о нем: « Вся моя биография в моих произведениях»,на столе предметы: сено,бусы,платок,горшок.

Ребята,обратите,пожалуйста,свое внимание на портрет. Что вы можете сказать о человеке,которому принадлежит этот портрет?

(Это взрослый человек,с бородой,седой,усталый,мудрый,с красивыми и добрыми глазами)

Этот портрет принадлежит одному их самых замечательных писателей 19 века И.С. Тургенева,с биографией и творчеством которого мы сегодня познакомимся.

Обратите внимание на годы жизни Тургенева. Сколько лет он прожил?

Как вы думаете,это много или мало?Что можно успеть за это время сделать?

(Ответы детей)

Для того, чтобы познакомиться с жизнью Тургенева, я предлагаю вам посмотреть презентацию, которую я для вас приготовила.

Просмотр презентации и ответы на вопросы после просмотра:

А вы знаете, кто такой поручик?

А какие чувства у вас вызывает ваш родительский дом?

(Ответы детей)

Скажите, какие произведения Тургенева вы знаете? О чем они?

(« Му-му»)

Тургенев писал не только рассказы,но и стихи. Но стихи эти необычные. Это стихи в прозе. «Без рифмы и без размера»-так говорил он о своих стихах.

Чтение стихотворения «Деревня» под музыку. На экране репродукции картин русских художников о деревне.

Что вы представляли себе,слушая это стихотворение?

(Ответы детей)

А теперь обратите внимание на эти предметы. Как вы думаете,зачем они здесь?

(Эти предмет описывались в стихотворении)

Так о природе и деревне мог написать только человек,который очень любит природу и деревню. У Тургенева много произведений о природе.

Тургенев очень любил А.С. Пушкина и хотел написать такое произведение,которое было бы достойно его памяти. Таким произведением стали «Записки охотника». Тургенев вспоминает интересный факт:»По дороге из деревни в Москву на одной маленькой станции вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне 2 молодых человека,по костюму и по манерам вроде мещан. «Позвольте узнать.-спрашивает один из них,- вы будете Тургенев?» - «Я».-«Тот самый,что написал «Записки охотника»?-«Тот самый». Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. «Кланяемся вам,- сказал один,- в знак уважения и благодарности от лица всего русского народа»

Через «Записки охотника» Тургенев подошел кнароду с такой стороны,с какой еще до него никто не подходил.Как вы думаете,почему?

(Ему был близок русский простой народ)

Произведение называется «Записки охотника».Скажите,что такое «записка»?

(Листок бумаги с записью,короткое письмо. Краткое изложение какого-либо дела,сообщения)

Как вы думаете,почему это произведение так называется?

(Ответы детей)

Сегодня мы начнем знакомиться с одним из рассказов из цикла «Записки охотника». А вы знаете.что такое цикл?

(Это неслучайная подборка произведений одного жанра и общей тематики)

Теперь скажите,почему «Записки охотника» называют циклом?

(Ответы детей)

Мы начнем знакомство с рассказом «Бежин луг» из цикла «Записки озотника»,в котором Тургенеа описывает детей такого же возраста,как и вы.

Но сначала скажите мне,что такое «луг»?

(Участок,покрытый травянистой растительностью)

Перед тем,как начать знакомство с Бежиным лугом»,давайте прочитаем статью учебника.

Открываем учебники на стр. 163 и читаем статью по цепочке.

О чем эта статья?

(Ответы детей)

А теперь давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

А теперь я предлагаю вам высказать свои впечатления от сегодняшнего урока. Для этого вам нужно будет на доске написать по одному слову,любой части речи. Например,

Сегодняшний урок: -интересный

Увлекательный и т.д.

Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков новой русской художественной литературы того времени высится исполинская фигура М. В. Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и [...]

Солженицын стал известен всей стане. Чтобы прочитать его повесть, за номером "Нового мира" в библиотеках записывались в огромные очереди. Текст повести передавали из рук в руки, перепечатывали на пишущей машинке, "Один день Ивана Денисовича" стал для многих откровением.

Николай Васильевич Гоголь - талантливый писатель-сатирик. Особенно ярко и самобытно проявился его дар в поэме «Мертвые души» при создании образов помещиков. Характеристики героев полны сарказма, когда Гоголь описывает ни-кчемнейших людишек, но облеченных правом распоряжаться крестьянами. Говоря о Ноздреве, Гоголь с издевкой называет его историческим человеком, ибо «ни на одном собрании, где он был, не обходилось [...]

Николай Васильевич Гоголь - замечательный русский писатель. Его талант сатирика и обличителя крепостного права достиг вершины в поэме «Мертвые души». Писателю удалось создать незабываемую галерею образов крепостников: безответственных и лживых, жадных и беспринципных, неспособных организовать даже свою жизнь, но наделенных властью над крестьянами.

О характере Собакевича говорит и внутреннее убранство дома. В гостиной висят картины с изображением греческих полководцев; все эти герои были «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу». Рядом с полководцами разместилась «греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные».

В названии поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян.