Проведение деловой игры по противодействию коррупции. В антикоррупционном образовании и воспитании школьников

Викторина «Мы против коррупции!»

(8-11 кл.)

ВОПРОС 1: Когда отмечается "Международный день по борьбе с коррупцией"? И с какого года отмечается этот день?
ОТВЕТ: 9 декабря. С 2004 года.

ВОПРОС 2: Какие государственные органы, классифицирующиеся по территориальному признаку, наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

ОТВЕТ: "Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления"

ВОПРОС 3: Назовите кратким словосочетанием или одним словом то, что сейчас будет перечислено:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандитских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

ОТВЕТ: принципы антикоррупционной политики

ВОПРОС 4: Является ли основанием для отказа в приёме гражданина на государственную службу непредставление гражданином при поступлении на государственную службу сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений?

ОТВЕТ : Является.

ВОПРОС 5: Уголовное право царской России разделило взяточничество на два вида: мздоимство и...

ОТВЕТ : Лихоимство.

ВОПРОС 6: К какой мере ответственности (наказания) должно быть привлечено лиц, занимающее государственную должность, за не предоставление декларации в налоговый орган, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния?

ОТВЕТ : Увольнение

ВОПРОС 7: В соответствии с какими НПА устанавливаются ответственные государственные должности

ОТВЕТ : Конституцией РФ, Конституционными и иными законами РФ

ВОПРОС 7: Какой царь издал Свод Законов (1832, 1842, 1857гг), в которых была глава об ответственности за взяточничество и лихоимство?

ОТВЕТ : Николай I

ВОПРОС 8: М.Е.Салтыков-Щедрин говорил «При таких законах жизнь в России без (них) ... была бы невозможна». Что имеет ввиду писатель?

ОТВЕТ : Взятки

ВОПРОС 9: Какие действия по отношению к чиновникам приняла Екатерина II, чтобы уменьшить коррупцию?

ОТВЕТ : Увеличила жалованье, которое выплачивали в срок

ВОПРОС 10: Критики царя Николая l расценили инициированную им борьбу с коррупцией как усиление самой коррупции. Кроме того, чиновники придумывали новые способы воровства, в обход мер, предпринимаемых Николаем I, о чём свидетельствует высказывание сенатора К. И. Фишера:
«Канцелярская наглость составляла исстари хроническую язву России… При Николае эта наглость стала принимать правильные формы, несмотря на строгость императора… Прежде наглость действовала посредством нарушения законов, теперь она стала чертить законы, способствующие воровству … Деморализация осталась ещё в подполье; канцелярские крысы, во тьме ночной, грызли государственную машину… Наконец вступает наглость высшего рода, где высокие сановники принимают инициативу и берут канцелярскую сволочь себе в сообщники… Николай Павлович служил России добросовестно, но ошибался в системе и был обманываем с отвратительным цинизмом».
Сам Николай I критически относился к успехам в этой области, говоря что в его окружении не воруют только он сам и... Кто, кроме Николая I, не ворует?

ОТВЕТ : Наследник

ВОПРОС 11: Противодействие коррупции может быть успешным, если будут искоренены главные её … (что должно быть выявлено?)

ОТВЕТ : Причины

ВОПРОС 12: Как назывался орган, созданный Петром I для противодействия беззаконности и с целью надзора за соблюдением правопорядка, в том числе и государственными служащими?

ОТВЕТ : Прокуратура

ВОПРОС 13: Кто был первым генерал-прокурором России?

ОТВЕТ : Павел Иванович Ягужинский

ВОПРОС 14: Какие взыскания могут быть применены к государственному служащему за коррупционные правонарушения? (за каждый правильный ответ – 1 балл)

ОТВЕТ : 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение в связи с утратой доверия.

ВОПРОС 15: Как называется взятка в словаре Сергея Ивановича Ожегова?

ОТВЕТ : Мзда

Урок-игра по программе антикоррупционного воспитания для 6-8 классов

– воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

  • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
  • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
  • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра по программе антикоррупционного воспитания для 6де и 7де,8д классов

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

  • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
  • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
  • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Методические комментарии

Основная воспитательная работа с учащимися 5 – 7-х классов направлена на формирование культуры взаимодействия. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры договора и взаимопонимания послужит основой для профилактики коррупционных действий. В практике работы с детьми этого возраста можно выделить ряд ситуаций, обусловливающих в будущем коррупционное поведение. Первая распространенная ситуация заключается в том, что родители выдают ребенку деньги за хорошие отметки, готовят человека, который считает, что каждый его шаг, а тем более созданный продукт, должен быть оплачен. Необходимо в регулярном общении с родителями отмечать вред данного способа взаимодействия с ребенком. Вторая ситуация связана с тем, что ребенок этого возраста получает незаслуженное вознаграждение за оказание определенных услуг. Примером должен стать учитель. Если ребенок понимает, что букет цветов, подаренный учителю, влияет на качество оценки, то это будет способствовать формированию коррупционного сознания. Третья ситуация связана с деятельностью педагогов и родителей по принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Когда учителя и родители, несмотря на существующие запреты, позволяют детям совершать запрещенные действия, то это приводит к формированию в сознании ребенка позиции, о том, что все можно купить и все можно сделать, если договориться с кем надо. Следующая ситуация заключается в отношениях между детьми в системе самоуправления. Наиболее острой ситуация становится, когда перед ребенком оказывается выбор между дружбой и порядком. Вполне естественно, что дети многое разрешают своим друзьям в отличие от других. К сожалению, в рамках общественного сознания помощь другу (даже за счет нарушения закона) является нормой. Явление «любимчиков», которым разрешено больше, чем остальным, получило широкое распространение в образовательных учреждениях. С учетом специфики возраста проведение педагогических бесед по данной теме становится неэффективным. Наиболее продуктивной становится организация групповой работы в процессе созидательной, обучающей и игровой видов деятельности. Поэтому проведение воспитательных дел, практикумов и сюжетно-ролевых игр оказывается наиболее действенным способом. В первую очередь необходимо организовывать имитационные и деловые игры, в рамках которых учащиеся получают определенные властные полномочия и реализуют их в ходе игры.

Вступление урока

Корру́пция (от лат . corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

В ыделяют отдельные проявления коррупции. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:

  • коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;
  • коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);
  • коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц;
  • коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.

Выделяются следующие признаки коррупции:

1. Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы.

2. Стороны действуют по обоюдному согласию.

3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества.

4. Обе стороны стараются скрыть свои действия .

На основе разобранных понятий, терминов и признаков связанных с коррупцией строится в дальнейшим игра.

Игра «Создание президентской команды» .

Ход игры: методом жеребьевки выбираются 5 6 детей, которые становятся президентами компаний. Им предлагается в течение 30 минут набрать себе команду помощников. Причем в эту команду должно входить 7 человек, каждый из которых получает определенный титул первого, второго, третьего и т. д. помощников. Первый помощник получает зарплату в размере 70 тысяч, второй 60 тысяч, третий 50 тысяч и т. д. с уменьшением на 10 тысяч. Каждому президенту выдается набор карточек со званиями помощников. По итогам 30-минутной работы каждый президент представляет свою команду и обосновывает свой выбор: «первым помощником я назначил Васю Иванова, потому что …, вторым помощником Петю Сидорова… и т. д.». Оценка деловых качеств учащихся, использование определенных заданий для испытуемых свидетельствует о культуре подбора специалистов. Подбор специалистов по причинам: «он мне нравится, он мне пообещал…» считается проявлением склонности к коррупционному образу действий. Следует заметить, что созданная в детстве модель поведения трудно поддается корректировке в будущем. С нашей точки зрения, именно в этом возрасте закладываются основные способы взаимодействия с окружающими людьми. В процессе обсуждения игры следует внимательно разобрать все случаи подбора советников на основе личных отношений и предложенных обещаний. При этом важно обсудить все случаи подбора специалистов на основе личных отношений и взяточничества, которые вспомнят учащиеся по рассказам родителей. Очень сложная задача педагога заключается в том, чтобы убедить учащихся в порочности подобной практики. Здесь очень важна убежденность самого педагога в необходимости бороться с коррупцией.

Деловая игра «Городская застройка».

В ходе игры выбираются 4 – 5 мэров города, которым необходимо построить ряд зданий. Рядом с каждым зданием написано количество прибыли. Например, постройка школы – прибыль 20 тысяч, постройка жилого дома – прибыль 500 тысяч и т. д. Все остальные учащиеся объявляются директорами строительных фирм, которые должны получить максимально выгодные заказы. Для этого выделяются 30 минут игрового времени. Затем каждый мэр обосновывает выдачу заказов, а каждый директор фирмы рассказывает, как и какие заказы, он получил. Проявление личных отношений, подкуп мэров какими-либо обещаниями оценивается как проявление коррупции. В процессе подведения итогов игры важно разобрать каждый случай незаконного получения выигрыша.

Варианты игр по выше предложенной схеме:

  • «Распределение премиального фонда». В ходе игры учащиеся делятся на группы – премиальные фонды и распределяют определенное количество премий (все премии разного денежного размера).
  • «Экзамен на знание правил школьной жизни» – выбирается 5 – 6 экзаменаторов, которые, получив экзаменационные билеты, принимают экзамен у остальных участников игра (каждый участник игры имеет право выбрать экзаменатора).
  • «Разрешенный запрет» поделившись на группы, участники игры находят 5–6 запретов, которые регулярно нарушаются. После изложения всех обнаруженных запретов выясняются причины их нарушения.
  • «Пропускной пункт» – выбираются 6 – 7 начальников пропускных пунктов, которым запрещается пропускать кого бы то ни было в определенное место. Задача остальных добиться разрешения на проход. Применение насилия к контролерам запрещается.
  • «Исключительные обстоятельства» выбираются 5–6 важных чиновников, которые не имеют права ставить подписи на карте участника. Задача остальных участников игры получить подпись чиновника любой ценой.
  • «Распределение путевок» в ходе игры выбираются 5 6 руководителей турфирм, которые имеют по три бесплатных туристических путевки. Их задача раздать эти путевки любым способом (жребий, голосование, личный выбор). Задача остальных участников игры получить максимальное число бесплатных путевок.

Анализ проведения урока-игры

Особенность этих игр заключается в их определенной провокационности. При наличии у педагога страхов перед возникновением конфликтов в этих играх их проводить не стоит. В целом, следует понимать, что стереотипы нашей жизни формируют готовность к коррупционному поведению. Поэтому разрушить эти стереотипы можно только в ситуации конфликта.

Следует заметить, что эффективным средством выстраивания отношения сотрудничества является прием организации системы дежурных командиров. В системе классного самоуправления дети по очереди в течение недели выполняют обязанности дежурного командира микрогруппы, в составе 5 – 7 человек. Необходимость взаимоподчинения порождает элементы сотрудничества. Одним из случаев коррупционного поведения является ситуация списывания. Обсуждение этой ситуации и ее преодоление способствует формированию осознанного отношения к проявлению коррупции. Еще одна ситуация, требующая обсуждения и анализа, связана с подкупом. Учащиеся этого возраста достаточно часто пользуются тем, что стараются подкупить окружающих и получить определенную выгоду.


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Сценарий правовой игры для подростков «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН» по вопросам антикоррупционного поведения Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; -формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения. Задачи: рассказать об основных видах юридической ответственности, показать, в каких случаях она может наступить; научить характеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции. Ход игры Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем правовую игру «Человек и закон», посвященную такому опасному социальному явлению, как Коррупция. (Слайд 1) Эпиграфом к нашему мероприятию могли бы стать такие изречения (Слайд 2): «С помощью больших денег больше людей продано, чем куплено» (Фрэнсис Бэкон) «Того, кто хоть что - нибудь стоит, довольно трудно купить» (Э.Севрус) «Нечестно нажитое впрок не идет» (восточная мудрость) «Где говорят деньги, там молчит совесть» К сожалению, проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной. В России коррупция словно яма. С ней тщетно, как с бездорожьем, борются. И чем настойчивей под неё копают, Тем только больше она становится. Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас является важной и необходимой. Сегодня мы проведем своеобразное расследование по делу о коррупции. И помогать нам будет сотрудник полиции. Я предлагаю участникам игры разделится на 2 опер группы. Назовите свои группы и выберите руководителя. Для вас приготовлены 6 заданий, а наше жюри будет оценивать их выполнение. За низкую дисциплину в опергруппе могут быть снижены баллы.

2 Давайте вначале разберемся, что такое коррупция. В любом расследовании очень важно знать, как выглядит предполагаемый преступник. Итак, ПЕРВОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ в нашем расследовании «ФОТОРОБОТ». Вам даются ватманы, на которых за 30 сек. вам нужно содать фотопортрет Коррупции и описать его. Вы можете использовать любые образы, слова, изречения. Высшая оценка 5 баллов. Выполняется задание. А пока опергруппы создают фотороботы, мы обратимся к народной мудрости: пословицы и поговорки о коррупции Что мне законы, коли судьи знакомы. Один закон для богатых, другой для бедных. Дай грош будешь хорош. Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло. Когда золото всплывает, то правда тонет. И умный берет, когда глупый дает. Суд крив, коли судья лжив. Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд. Как видите, проблемы коррупции существуют с давних времен и отображены в устном народном творчестве. А сейчас настало время подвести итоги первого задания. Команды защищают свои работы, фотороботы передаются жюри для поведения итогов. Ведущий. Обобщим наши фотороботы одним определением: (Слайды) «Коррупция» произошло от лат. corruptio порча, упадок. Коррупция это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Основные ее формы - подкуп, продажность, взяточничество среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Запомните главные признаки проявления коррупции: 1. Человек, участвующий в коррупционных деяниях, является должностным лицом. 2. Человек использует свое служебное положение для осуществления незаконной связи с отдельным лицом или группами лиц. 3. Все это наносит ущерб интересам людей, общества и государства.

3 Ведущий. Мы с вами разобрали, что такое коррупция. У любого преступления есть мотив, то есть причины. Как вы думаете, что порождает коррупцию? ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. «Мотив» Каждая команда называет возможный мотив коррупционного деяния по очереди, выигрывает последняя, назвавшая мотив. Оценка 2 балла. ОТВЕТЫ: низкая заработная плата государственных служащих; незнание законов; желание легкой наживы; частая сменяемость лиц на различных должностях; нестабильное экономическое положение в стране; коррупция как привычка; низкий уровень жизни населения; безработица; неразвитость институтов гражданского общества. Ведущий. Слайд. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов долларов. Самая коррумпированная страна Сомали и Мьянма, а самые благополучные Финляндия, Новая Зеландия и Дания. ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Анализ ситуации (3 балла) Вам предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции, определить, проанализировать, кому (или чему) был причинен вред коррупционными действиями: 1. Чиновник создает искусственные незаконные преграды отказывает предпринимателю в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса. Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки по-старому это называется мздоимством. 2. Судью вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Ответ: да, судья связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение. ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ. Следственный эксперимент. Вам необходимо будет разыграть ситуации и выявить причины коррупции в конкретной ситуации. Вы можете придумать свою ситуацию, а можете воспользоваться готовым шаблоном. Высшая оценка 5 баллов. Ситуация 1: Учитель во время подведения итогов года хотел оставить на второй год одного ученика. Учитель предложил ученику, для повышения успеваемости, попросить родителей подарить классу плазменный телевизор. Родители поддержали эту идею, подарили классу телевизор и ученик был переведен в другой класс.

4 Ситуация 2: Врач травмпункта отказался оказать первую медицинскую помощь пострадавшему мальчику без медицинского полиса. Врач пожаловался на низкую заработную плату и на необходимость покупки нового медицинского оборудования. После того, как родители ребенка заплатили необходимую сумму, врачебная помощь ребенку была оказана. ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ. Классификация преступления. Слайды. 1. Принимаемые должностным лицом материальные ценности за выполнение или невыполнение действия, которое это лицо должно было совершить в силу своего служебного положения (взятка). 2. Преступление против собственности, выраженное в требовании передать чужое имущество под угрозой применения насилия или уничтожения, повреждения чужого имущества (вымогательство). 3. Приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество). 4. Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки (Волокита) 5. Форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников. (Непотизм, кумовство) 6. Действия, с помощью которых осуществляется попытка узаконить или припрятать происхождение полученных преступным путем денег. (Отмывание денег) 7. Действие, связанное с предложением, обещанием дать или дачей взятки государственному служащему или лицу, приравниваемому к государственному служащему, за желательное законное действие или бездеятельность в ходе выполнения им полномочий или посреднику с целью достижения тех же результатов (Подкуп) 8. Хищение чужого имущества, вверенного виновному (Растрата) Как видите, у коррупции много обличий, но все они противоречат законодательству и являются преступным деянием. А если есть преступление - есть и наказание. Пока жюри подводит итоги нашей игры, давайте обратимся к Уголовному кодексу РФ. НАКАЗАНИЕ. Статья 290. Получение взятки 1. Получение должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества за действия (бездействие) в пользу взяткодателя - штраф в размере от

5 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 3. Вышеуказанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 4. Вышеуказанные деяния, если они совершены: а) группой лиц; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере (превышающие 150 тысяч рублей) - наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей. Статья 291. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - штраф до 200 тысяч рублей, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет. 2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 8 лет. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Вывод: Таким образом, мы с вами убедились, что очень часто в жизни бывают ситуации, когда конкретные действия могут не затрагивать непосредственно нас и наших близких, но последствия этих действий отражаются на всех членах общества!!! Прямо или косвенно коррупция влияет на каждого из нас, представляет угрозу для общества и государства. Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, мы с вами должны искоренять причины, порождающие ее!

6 КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ Ситуация 1: Учитель во время подведения итогов года хотел оставить на второй год одного ученика. Учитель предложил ученику, для повышения успеваемости, попросить родителей подарить классу плазменный телевизор. Родители поддержали эту идею, подарили классу телевизор и ученик был переведен в другой класс. Ситуация 2: Врач травмпункта отказался оказать первую медицинскую помощь пострадавшему мальчику без медицинского полиса. Врач пожаловался на низкую заработную плату и на необходимость покупки нового медицинского оборудования. После того, как родители ребенка заплатили необходимую сумму, врачебная помощь ребенку была оказана.


Взяточничество действие, когда государственный служащий или приравниваемое к нему лицо в своих или чужих интересах прямо или опосредованно принимает, обещает или договаривается принять взятку, требует

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ К основным коррупционным преступлениям, могут быть отнесены такие виды уголовно наказуемых деяний: злоупотребление должностными и иными полномочиями; получение

ПАМЯТКА Коррупционные преступления и предусмотренная за них уголовная ответственность Статья 159. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество

ПАМЯТКА об ответственности за коррупционные правонарушения Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную,

Уголовная ответственность за получение и дачу взятки и меры административной ответственности Уголовный кодекс РФ: Статья 204. Коммерческий подкуп 1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие

2 3 взятка-подкуп 4 ЧТО ТОЖЕ СЧИТАЕТСЯ ВЗЯТКОЙ Если не только должностному лицу, но и его родным и близким передали деньги, ценности или оказали материальные услуги. При этом сотрудник был согласен, не

У ВАС ВЗЯТКУ. 2 3 4 5 взятка-подкуп 6 ЧТО ТОЖЕ СЧИТАЕТСЯ ВЗЯТКОЙ Если не только должностному лицу, но и его родным и близким передали деньги, ценности или оказали материальные услуги. При этом сотрудник

ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ КОРРУПЦИИ! Основы антикоррупционной политики Ухтинского государственного технического университета Приказом ректора 1161 от 29 декабря 2012 г. в УГТУ создана комиссия по противодействию

Выдержки из Уголовного кодекса РФ Статья 159.3. Мошенничество с использованием платежных карт 1. Мошенничество с использованием платежных карт, то есть хищение чужого имущества, совершенное с использованием

Классный час На тему: «Коррупция и борьба с ней Цели: 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а

Уголовный кодекс РФ (извлечение) от 13.06.1996 63-ФЗ Статья 159. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления

Уголовная, административная, дисииплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений. В соответствии со ст.1 Фед!ерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

ПЕРЕЧЕНЬ преступлений коррупционной направленности 1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев: - наличие надлежащих

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей

ПАМЯТКА государственному гражданскому служащему по антикоррупционному поведению Поведение, воспринимаемое окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку

1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано разработаны во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального

Памятка Для муниципальных служащих Об ответственности За коррупционные правонарушения ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ (Федеральный закон от 25.12.2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействии

Твое НЕТ имеет значение! Коррупция (от лат. corrumpere растлевать, гнить лат. corruptio подкуп, порча) Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (выгоды), связанной

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Памятка по противодействию коррупции и ответственности государственных гражданских служащих министерства, территориальных органов,

УТВЕРЖДАЮ Дополнение о внесении изменений к Памятке для сотрудников ТОГБУЗ МЦ МР «Резерв» по вопросам противодействия коррупции, утвержденной 29.01.2016 г. Статья 290. Получение взятки (в ред. Федерального

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Памятка по противодействию коррупции и ответственности государственных гражданских служащих министерства, территориальных подразделений

Уголовный кодекс УК РФ, Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы

Вместе против коррупции Памятка гражданину Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование

Новое в Уголовном кодексе Российской Федерации С 15 июля 2016 года введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом

12+ «Коррупция кругом», «продажность заела» А ты сам с этой коррупцией уже сталкивался? С этой продажностью хоть раз боролся? Ты же сам ее первый соучастник если видишь и миришься! Веллер М.И. 2 ЧТО ТАКОЕ

Источник получения информации «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь» УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 июля 1999 г.

УТВЕРЖДЕНО Протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 15 мая 2018 года 09/18 СОСТАВЫ УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ПАМЯТКА ОБУЧАЮЩИМСЯ И СОТРУДНИКАМ ФГБОУ ВО «ВГУ» ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Цель памятки определить содержание понятий, имеющих отношение к коррупции и её проявлениям, раскрыть сущность правовых

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений определены

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года ИЗВЛЕЧЕНИЯ Статья 14. Понятие преступления 1. Преступлением

Уголовная и административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 13 июня 1996 года 63-ФЗ) Преступление виновно совершенное

Преступления против собственности 1. Под хищением в настоящей главе понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем кражи,

Статьи УК РФ, считающиеся коррупционными К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ПАМЯТКА об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического

Министерство имущественных отношений Ставропольского края ПАМЯТКА для граждан «Стоп коррупция» Ставрополь 2016 г. В соответствии со статьей 13 Федерального закона.n"2273-фз граждане Российской Федерации,

Словарь основных терминов и понятий Аномия дезинтеграция нравственных ценностей, смешение ценностных ориентаций, наступление ценностного вакуума по принципу «все дозволено». Проявляется в виде ненормативного

Памятка для муниципальных служащих по вопросам взяточничества и применения мер ответственности за получение и дачу взятки Взятка принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги)

Памятка гражданину «Что делать, если у Вас вымогают взятку?» В случае, если у Вас вымогают взятку, необходимо: - вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ Государственное и частное взяточничество Природа взяточничества Посредничество во взяточничестве Наказания за взяточничество «Большое количество законов свидетельствует

ПАМЯТКА эффективного менеджера Статья 159. Мошенничество [Уголовный кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 159] 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем

Профилактика коррупционных правонарушений! В с о о т в е т с т в и и с Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. 273-ФЗ: Коррупция это злоупотребление служебным положением, дача

13 июня 1996 года N 63-ФЗ УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С изменениями на 28.11.2015 г. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года (ИЗВЛЕНИЕ) ОСОБЕННАЯ

Информационная памятка о мерах по предотвращению коррупции «Университет без взяток» Ст.1. Федерального закона «О противодействии коррупции» Коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки,

УТВЕРЖДАЮ Директор ^ Г Б У С ОмМс щ)л о г и ч е с к и й Центр» 7/ л., /Щ, Ш9 0-М. Илгамова -. -! Г./Г - \ 20// г. И!/:. тг^ гг ПРОГРАММА СЕМИНАРА «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ» НА 2016 ГОД 1. Нормативная

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Городская детская поликлиника 3» города Ставрополя Памятка для граждан об общественно опасных последствиях проявления коррупции

ИНФОРМАЦИЯ по вопросам противодействия коррупции для сотрудников ГПОАУ Амурской области «Благовещенский политехнический колледж» Основные понятия, используемые в настоящей памятке Коррупция: а) злоупотребление

1 Классный час на тему: «Сказать коррупции: нет!» Цель: Привить подрастающему поколению негативное отношения к коррупционным действиям, научить противостоять коррупции. Задачи: Образовательная:

Антикоррупционное просвещение граждан. Согласно Федеральному закону от 25.12.2006 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции", КОРРУПЦИЯ Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,

Приложение к приказу от 2016 УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ «Гимназия 4» Т.В. Шамардина 2016 Антикоррупционная политика МОАУ Гимназия 4» I. Общие положения Антикоррупционная политика МОАУ «Гимназия 4» (далее

Информационный материал для формирования правовых знаний в области противодействия коррупции и антикоррупционных стандартов поведения Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 мая _20_1_6г. _ Пр-983 Москва, Кремль Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Приложение к распоряжению управления образования администрации города Оренбурга от АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА I. ВВЕДЕНИЕ. Антикоррупционная политика

Что такое коррупция? Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки,

Памятка для граждан об общественно-опасных последствиях проявления коррупции ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных

Статья 159 УК РФ. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, - наказывается штрафом в размере

ПРОКУРАТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ПАМЯТКА ДЛЯ ГРАЖДАН ПО ВОПРОСАМ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «I?» марта _ Пр-399 _2018 г. Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

ПАМЯТКА об ограничениях, запретах и обязанностях работников МОУ СОШ 1 г.о. Звенигород, установленные в целях противодействия коррупции. Нормативное правовое регулирование ограничений, запретов и обязанностей

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного

/ 7t> v л с ж" и и (- л / 3 К приказу 95-0 _ от 10.01.2018 УТВЕРЖДАЮ Директор ГАУ СО НСО «Областной комплексный центр согщазщ^юй ад^ггации граждан» «_10_» января 2018г. В.Н. Тарасенко ОЦЕНКА коррупционных

ПАМЯТКА об ограничениях, запретах и обязанностях работников, установленных в целях противодействия коррупции 1. Нормативное правовое регулирование ограничений, запретов и обязанностей установленных в целях

Условия обеспечения информационной безопасности на всех этапах проведения государственной итоговой аттестации обучающихся и ответственность лиц, привлекаемых к проведению ГИА в 2015 году Кодекс об административных

2 1. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики 1.1. Антикоррупционная политика разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

Памятка по борьбе с коррупцией По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных

"Самый эффективный способ борьбы с коррупцией развитие гражданского общества и свобода средств массовой информации Борьба с коррупцией - это задача всего общества» «Коррупция, прежде всего, влияет не на

Приложение 3 к протоколу заседания Совета директоров АО «КОРЭМ» от «28» ноября 2014 г. 7 Политика по противодействию коррупции и мошенничеству в акционерном обществе «Казахстанский оператор рынка электрической

СБОРНИК положении нормативных правовых актов, регулирующих вопросы применения ответственности за получение и дачу взятки и незаконного вознаграждения ГКУ «Ставропольвиноградпром» Законодательство Российской

Курс на усиление борьбы с коррупцией, заявленный в России и на Украине, отражает насущную потребность общества в преодолении тех криминальных тенденций, которые могут привести к экономическому коллапсу.Масштабы коррупционной «деятельности» впечатляют и настораживают.Если коррупционный геноцидбудет развиваться дальше такими же темпами, последствия будут катастрофическими.

С позиции разработанной автором концепции структурно-субстратной оптимизации управления можно так объяснить тенденцию роста коррупционности нашего общества. Со сменой идеологического курса сменились приоритеты поведения, сформировались новые базовые ценности – субстраты самоорганизации личности. Если раньше нашим девизом был лозунг «Прежде думай о Родине, а потом о себе», то теперь обществом двигает тезис «Обогащайся любой ценой».Причем, эта идея пропагандируется средствами массовой информации непрерывно и ежечасно, что безусловно является одной из ошибок стратегического управления.Задача борьбы с коррупцией требует постепенной переориентации общественного сознания на популяризацию законопослушного образа жизни. А это, в свою очередь, требует постоянного внимания, гражданского мужества и, разумеется, высокого интеллекта, как и любая стратегическая управленческая проблема.Специально для подготовки общественного мнения, высшего руководства страны, специальных органов разработана деловая игра «Коррупция», которая моделирует некоторые аспекты антикоррупционнойдеятельности: постановку задачи оптимального управления процессом выявления коррупционеров, организацию контроля и мотивации управления, развитие и тестирование навыков построения оптимальных стратегий «войны» с коррупцией.

Цели игры:

  1. Привлечение внимания общественности к проблеме, путем соответсвующего психологического воздействия на играющих и болельщиков.
  2. Погружение играющих в антикоррупционную терминологию и проблематику.
  3. Обучение методам построения оптимальных стратегий управления.
  4. Тестированиенавыков построения оптимальных стратегий, которые могут использоваться при решении практически любых управленческих проблем.

Игра проводится в среде «Гайдпарка» в режиме онлайн. Количество участников неограниченно. Игровые ходы можно делать не дожидаясь очередного хода партнера. Время игры от нескольких часов до нескольких дней. В процессе игры разыгрывается личное и командное первенство.Игра не имеет мировых аналогов и демонстрируется впервые.

Суть игры заключается в следующем. Каждый игрок должен выявить коррупционера среди некоторого количества подозреваемых, которых может быть от 12 до 20 человек. Проблема заключается в том, чтобы сделать это за наименьшее количество ходов. Все подозреваемые выступают под номерами от 1 до 20. При этом каждый из них может иметь идентификатор от 0 до 3. Принята следующая система идентификации подозреваемых и коррупционеров: 0 – коррупционная составляющая для данного подозреваемого пока не определена. Это начальное и текущее состояние любого подозреваемого. 1 – растратчик государственных средств. Это человек, который работает в основном в минус для государственной казны. Основная его жизненная ориентация направлена на воровство, злоупотребление служебным положением и т.д.

2 – законопослушный гражданин. Он успешно работает, принося пользу обществу.

3 – человек с коррупционными наклонностями, главная жизненная цель которого заключается в увеличении собственного богатства. Это хапуга, т.е. человек, жизненная ориентация которого направлена «в плюс», но только в первую очередь для себя, и делается это в ущерб обществу.

Каждый игрок управляет своей группой подозреваемых в коррупционной деятельности. Причем в каждой такой группе имеется только один коррупционер. Есть более сложный вариант игры, когда количество коррупционеров может быть несколько. Номер коррупционера и его идентификатор (1,2 или 3) назначается случайным образом. Задача игрока заключается в том, чтобы определить номер коррупционера и его идентификатор при наименьшем количестве ходов.Таким образом, проблема сводится к решению задачи структурной оптимизации разрабатываемой стратегии. Менее опытные игроки могут больше полагаться на метод проб и ошибок и на интуицию. Чем больше логики в действиях игрока, тем выше будет его рейтинг.Для моделирования управленческих ситуаций в игру введены зоны А и В , чтобы на каждом шаге игры сравнивать их по суммарному весу идентификаторов коррупционности. Клеточки разделов А и В (см. пример сканированной копии экрана на рисунке в начале статьи) обозначаются именами А1, А2, В1, В2 и т.д. Чтобы посмотреть все рисунки этой статьи, нажмите или на зеленые треугольники слева и справа от рисунка или назначьте режим просмотра (меню слева- вверху). В результате этого на каждом шаге игры вы получаете ответную реакцию системы. Это своеобразная обратная связь управления или, если хотите, функция контроля в управлении в виде сообщения трех видов, которые после каждого вашего хода высечиваются в графеRez . Эти сообщения могут быть трех видов: A = B , A > B или A < B . Сделав соответствующие выводы, вы назначаете нужные вам номера подозреваемых в зоны А и В до тех пор, пока вы не сможете сделать окончательного вывода о числовом значении номера коррупционера Nm и о числовом значении его идентификатора коррупционности Id , который может принимать всего два окончательных значения 1 или 3. Чем раньше вы это сделаете, тем выше будет ваш персональный рейтинг, характеризующий ваши способности строить структурно оптимальные стратегии управления. Косвенно рейтинг характеризуется количеством сделанных вами ходов (чем их меньше, тем лучше) и местом, занятым вами в общем списке играющих MS . Ваши имя и фамилия будут внесены в графу FIO .Для участия в игре вам нужно направить мне следующую информацию:

  1. Фамилию и имя.
  2. E -mail и телефон для установления оперативной связи.
  3. Номера подозреваемых в разделы А и В . Количество подозреваемых в данном варианте игры равно 12. Их номера, соответственно равны числам от 1 до 12, которые вы должны поставить в разделы А и В таким образом: А1=…, А2=… , и т.д. А9=… . Аналогично заполняется и раздел В. Количество номеров подозреваемых в разделах А и В должно быть равно. Остальные неиспользованные клеточки в разделах А и В заполняются нулями. Таким образом в некоторые клеточки разделов А и В допускается ставить нули.

Деловая игра «Город без коррупции».

Оборудование: раздаточный материал, содержащий статьи ФЗ "О противодействии коррупции" (в электронном виде), мишень, кружки красного и зелёного цвета, разноцветные домики из бумаги, видео отрывки фильма "Ты мне я тебе" (режиссёр Александр Серый)

  1. Этап. Организационный момент .

Добрый день уважаемые воспитатели. Я предлагаю вам сегодня сыграть в деловую (интеллектуальной) игру. У вас на столах фигуры разного цвета я предлагаю вам выбрать понравившийся цвет и мы делимся на две команды.

Правила игры в команде: название команды

Выбрать капитана;

В обсуждении принимают участие все;

Высказать своё мнение и выступить перед всеми должен каждый участник команды;

Уметь выслушать каждого;

уважать мнение других.

2 Этап. Мотивация.

Приём - «Проблемная ситуация».

Мероприятие начинается с просмотра видео отрывков фильма «Ты мне я тебе».

Отв.: Как вы думаете, какой теме посвящено наша игра?

Не случайно был выбран данный отрывок для обсуждения с участниками, так рассматриваемый случай связан с явлением коррупции.

В ходе дискуссии, обсуждая отрывок, каждый участник высказывает своё мнение и участниками формулируется тема занятия.

Ответственный вывешивает надпись : Город без коррупции

3 Этап. Определение цели.

Ответственный предлагает участникам прочитать цитату Томаса Гоббса

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам".
Томас Гоббс

и на основании рассмотренного отрывка из фильма и цитаты обсудить в группах и сформулировать цель занятия.

Вопросы:

В чем заключается важность данной темы? В чем заключается важность данной темы для вас лично? Какой результат вы должны получить в конце работы?

Цель:

1.Сформировать представление о том, что такое коррупция, ознакомиться с причинами возникновения коррупции. Как молодежь может помочь в борьбе с коррупцией. Формирование собственного мнения и позиции по отношению к этому вопросу.

2.Развить способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

3. Воспитать чувство ответственности перед своим государством. Основная задача - сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

4 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра (этап вызова).

Вступительное слово: Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в группах в форме игры «Город без коррупции».

Учитель: Чтобы создать город без коррупции, мы должны понимать смысл понятия «коррупция».

Предлагаем вам игру

  1. «Снежный ком» Приём "Мозговой штурм"

Слепим «снежный ком» о понятии «коррупция».

Каждой команде даются листы бумаги, для написания слов.

Задание каждой команде: Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»

(взятка, подкуп, обман, мошенничество и т.д.)

Учащиеся пишут слова на отдельных листах бумаги.

Затем зачитывают слова, делают из них большой ком и символично выбрасывают.

Ответственный:

Согласно Российскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Игра «Найди определение»

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения.

Мошенничество — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

Дача взятки - это процесс передачи материальных ценностей в личное распоряжение должностному лицу особой, заинтересованной в его определенных действиях или в бездействии.

Получение взятки - преступление против интересов государственной (муниципальной) службы, заключается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо выгод имущественного характера за действия...

Шанта́ж — угроза компрометирующих или клеветнических разоблачений с целью вымогательства чужого имущества или разного рода уступок.

Вымогательство — требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Злоупотребление служебным положением - это какое-либо умышленное использование должностным лицом своих прав и возможностей, связанных с должностью, вопреки интересам службы.

Коммерческий подкуп - экономическое преступление направлено против интересов службы в коммерческой или иной организации и состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему в ней управленческие функции (а равно в незаконном получении таким лицом), денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

О чем гласит народная мудрость… Приём "Домино"

Командам предлагают четыре незаконченные пословицы и поговорки. Их окончания написаны на других листах. Учащимся необходимо подобрать правильное окончание к этим фразам. Объясните смысл пословиц и поговорок?

Не подмажешь, не поедешь - вымогательство, взяточничество.

Рука руку моет - групповая запланированная деятельность в подкупе.

Загребать жар чужими руками - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб не мед - безрезультативность действий борьбы с коррупцией

Ответственный: Историческая справка.

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. В древнеиндийском трактате по искусству управления государством подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.

Игра Перевертыши.
Ну, а задание будет состоять в том, чтобы каждому слову, сказанному ведущим, противопоставить антоним , т. е. перевернуть его, тогда и получатся различные крылатые фразы и знаменитые высказывания. Например, ведущий говорит: "верх", команда записывает: "низ", право - лево, черное - белое и т. д. Следует помнить о специфике оригиналов предлагаемых фраз.
Фразы:
Нога ногу чешет - РУКА РУКУ МОЕТ
Владей одним долларом, и не имей одного врага - НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ Трудящийся имеет право стоять на свободе - ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ
С чемоданом или с волей завязывают - ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЮТСЯ
На тебя подарком не угодишь - С МЕНЯ ВЗЯТКИ ГЛАДКИ
Чужая мафия тебя не ценит - РОДНАЯ МИЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ
Давай или забывай - БЕРИ И ПОМНИ.

Физкультминутка

Приём "Эстафета".

Ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Затем поднимают руки. Делают вращательные движения руками.

  1. Кластер.

Приём "Кластер".

Учитель: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции (Слайд 6)

Задание: В течение 3-х минут учащиеся пишут на цветных кружочках, которые получили в начале занятия причины коррупции и размещают их на доске в форме виноградной грозди вокруг фразы «ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ». Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции (кластер):

Примерная схема-кластер

(Слайд 7)

Низкая заработная плата государственных служащих

Незнание законов

Желание легкой наживы

Частая сменяемость лиц на различных должностях

Нестабильность в стране

Коррупция как привычка

Низкий уровень жизни населения

Слабая развитость государственных институтов

Безработица

6. Ситуации.

Приём "Поединок"

Каждой команде в электронном варианте предлагается ФЗ «О противодействии коррупции» (электронное приложение).

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

В каждой команде назначают дуэлянтов, остальные ученики выполняют роль секундантов. Соперники от каждой команды сходятся по очереди в интеллектуальном поединке. Один ученик высказывает свою точку зрени, а его соперник, произносит контраргумент. При этом учитывается умение вести спор, корректность, аргументированность.

Ситуации:

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Петрова А. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

Ответственный: Давайте рассмотрим виды коррупции

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников . В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи ( этой категории также относится кумовство - непотизм ).

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса . Например , в случае хозяйственного спора , стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу .

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах . Она касается стоящих у власти групп , недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей .

Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому , что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые , и начальники . Оценка потенциальной выгоды и рисков , связанных с коррупцией , в упрощённой форме описывается следующей моделью : Начальник - Подчинённый

Ситуации:

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя.

Государственный служащий, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.

Родственникам больного гражданина Н. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется "ждать очень долго".

Я живу в Дагестане в маленьком городке. У нас все друг друга знают, многие дальние или ближние родственники, поэтому учителя помогают сдавать ЕГЭ. Зато я поступил в престижный Университет и когда закончу - подберут хорошее место работы.

Я без очереди положил свою мать в больницу на операцию, дав взятку. Для меня ее здоровье важнее.

Я нарушил скоростной режим и мог лишиться водительских прав, поэтому сам предложил инспектору договориться.

Ответственный: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания.

Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

5 Этап. Заключение.

Подведение итогов и награждение команд.

Ответственный : Выскажите своё мнение «Что могу сделать я?»

На доске написана фраза «Город без коррупции».

На фоне музыкального произведения - Моцарт. Концерт для скрипки и оркестра № 7 D- dur, учащиеся пишут на листочках (в форме домиков) высказывания, читают их и крепят на доске, создавая город (приём "Активный концерт" - информацию, которую надо усвоить, читают в слух в сопровождении экспрессивной музыки).

Примерные высказывания:

  • не давать и не брать взятки;
  • стараться добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
  • предавать гласности случаи коррупции.

Мы также можем:

  • изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
  • писать об известных случаях коррупции в местную газету;
  • принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией;
  • изучать данное явление;
  • Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

Ответственный: Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Рефлексия. Приём "Интеллектуальный тир".

Учащиеся в соответствующем поле мишени прикрепляют цветной магнит.

Активно участвовал (а) Было интересно

Заключение: По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту.

Стоит задуматься, ведь именно в таком обществе нашим детям получать образование, строить карьеру, растить детей, то есть просто жить. Может всё же есть выход из этой проблемы, и он как всегда прост - начни с себя!