Как подтвердить вредный стаж? Подтверждение и доказательство стажа Почему не подтверждают вредный стаж из таджикистана.

Доказательства трудового стажа позволяют точно установить продолжительность временных отрезков, на протяжении которых работник исполнял трудовую функцию. В настоящее время понятие трудового стажа фактически упразднено, а на замену ему пришло понятие стажа страхового. В нашей статье вы найдете информацию о том, какие факты и документы могут выступать в качестве подтверждения наличия у работника определенного вида стажа, и о том, как получить необходимые доказательства в случае, когда предприятие, на котором он трудился, было ликвидировано.

Доказательства, представляемые в подтверждение страхового стажа

В соответствии с положениями раздела II правил, утвержденных постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 02.10.2014 № 1015, страховой стаж подтверждается записями, внесенными в трудовую книжку, а при ее отсутствии или невозможности идентификации указанных в ней сведений:

  • трудовыми договорами и договорами гражданско-правового характера;
  • выписками из приказов;
  • справками, выданными работодателем;
  • лицевыми счетами работника и ведомостями на выдачу ему заработной платы;
  • документами, подтверждающими факт уплаты обязательных платежей в налоговые органы.

Указанные документы необходимо представить для подтверждения страхового стажа в том случае, если в период осуществления трудовой деятельности гражданин не был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования или в сведениях персонифицированного учета имеются пробелы или неточности.

Не знаете свои права?

Доказательства, подтверждающие наличие трудового стажа

С 01.01.2002 в силу вступил закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, который установил определение страхового стажа, — и с этого момента понятие трудового стажа было ликвидировано. Тем не менее процедура подтверждения наработанного гражданином стажа является идентичной прежней вне зависимости от того, в какой период им осуществлялась трудовая деятельность — до наступления 2002 года или после. Таким образом, и после введения закона № 173-ФЗ подтверждение стажа, выработанного до 2002 года, осуществляется при помощи записей, внесенных в трудовую книжку, приказов о приеме на работу и прочих документов, перечень которых был приведен выше.

Подтверждение стажа в Пенсионном фонде

Также подтвердить наличие стажа работы можно путем обращения в ПФР. В том случае, если в период, за которой работнику необходимо получить подтверждение, он был зарегистрирован в качестве застрахованного лица, сведения о его трудовой деятельности можно найти в базе данных Пенсионного фонда. Если же в указанный период гражданин не был застрахован, факт осуществления им трудовой деятельности, в соответствии с п. 5 постановления № 1015, может быть подтвержден показаниями свидетелей.

Для этого необходимо направить в территориальное отделение ПФР заявление с просьбой об установлении времени работы на основании свидетельских показаний. К нему потребуется приложить документы, подтверждающие факт утраты иных подтверждающих трудовую деятельность бумаг (например, архивной справки, содержащей информацию об отсутствии в архиве необходимых сведений).

Как подтвердить трудовой стаж, если предприятие ликвидировано

В том случае, если трудовая книжка у работника не сохранилась либо необходимые сведения являются нечитаемыми или вообще отсутствуют, он может обратиться к бывшему работодателю с целью получения любого из вышеперечисленных документов, подтверждающих факт осуществления им трудовой деятельности. Если же к моменту выхода работником на пенсию предприятие уже не существует, получить необходимые сведения можно, направив запрос в архив, в который работодатель передавал сведения о трудящихся у него гражданах. В архивной справке, выданной по итогам обращения, будет указано наименование должности, которую занимал заявитель, а также точный период времени его работы в организации.

Как видите, подтвердить продолжительность страхового стажа (а для периодов трудовой деятельности, осуществляемой до 2002 года, — трудового) можно разными способами. В том случае, если гражданин был зарегистрирован в качестве застрахованного лица, все необходимые сведения можно найти в базе данных ПФР. Если в требуемый период подобная регистрация не была осуществлена, работнику потребуется представить в ПФР трудовую книжку или иной документ, записи в котором подтверждают факт осуществления трудовой деятельности. Если такие документы не сохранились (например, по причине ликвидации предприятия), необходимо сделать запрос в архив и получить архивную справку, которая также служит доказательством трудового стажа. Если же сведений нет и в архиве, можно доказать факт работы на определенном месте, пригласив свидетелей (ими могут стать коллеги работника, представители руководящего состава и пр.).

В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации.

Из этого правила существует два исключения:

  1. работа за пределами Российской Федерации учитывается в случае, если это предусмотрено законом или международным договором;
  2. работа за границей может быть включена в страховой стаж, если в период ее осуществления за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Действующие международные соглашения в сфере пенсионного обеспечения

На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик (ныне стран СНГ) как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения.

Начиная с 1992 года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России.

Первый договор - Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта 1992 года. Его участниками стали: Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.

В соответствии с договором, при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения. В этом соглашении еще не рассматривается понятие страховой стаж, поэтому возникают проблемы по учету стажа в период с 1992 г по 2001 г, которые законодательно не урегулированы по настоящее время. На основании рекомендаций Минтруда РФ, стаж за эти периоды приравнивается к страховому стажу, хотя формально эта работа протекала за пределами РФ и не оплачивалась взносами в российскую пенсионную систему. Периоды работы после 01.01.2002 года учитываются в стаж только при подтверждении их справкой Пенсионного фонда страны (где протекала работа) об уплате страховых взносов на пенсионное или социальное страхование.

Из стран-участниц этого договора, Беларусь подписала с РФ в 2006 году новый договор, основанный на принципе пропорциональности. В настоящее время на территории обеих стран рассчитывается и выплачивается пенсия из расчета стажа, выработанного на территории соответствующей стороны.

Более поздние соглашения с республиками Молдова (действует с 4 декабря 1995 года) и республикой Грузия (действует с 28.06.2002 года) уже содержат положения о страховом стаже. Без условий учитывается стаж работы на территории всех бывших республик СССР по 31 декабря 1991 года. Стаж работы после 1991 года, принимается в качестве страхового стажа по законам стран-участниц договора. На практике это означает, что требуется подтверждение об уплате вносов в пенсионный (страховой) фонд того государства, где протекала работа.

Соглашение с Литовской республикой предусматривает (действует с 25.05.2001) предусматривает включение в общий трудовой стаж времени работы до 1 декабря 1991 года по законодательству РФ. После этой даты стаж рассчитывается по законодательству Литовской республики и подтверждаются литовской стороной.

Работа на территории бывших республик СССР (Эстония, Латвия, Азербайджан), не заключивших соглашений с РФ по пенсионному обеспечению

Стаж работы до 31 января 1991 года учитывается в составе общего трудового стажа. После этой даты она учитывается лишь в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. В настоящее время ситуация изменилась в отношении Эстонии и Латвии. В 2007 году был ратифицирован договор с Эстонией, а ратифицированный договор с Латвией вступил в силу в 2011 году.

Подтверждение и учет «эстонского» стажа, для права на пенсию и расчета пенсионных прав застрахованного лица осуществляется на основании справки о трудовом (страховом) стаже по утвержденной форме, выданной Эстонской стороной. При этом за период после 1999 года - в данной справке отражаются периоды пенсионного страхования в Эстонской республике.

Договор с Латвийской республикой предусматривает учет стажа, выработанного на территории одной из сторон, на основании законодательства этой же стороны. Факт такой работы подтверждается справкой, высланной по запросу той страны, где устанавливается пенсия.

«Я работал литейщиком, и в 2013 году обратился в Пенсионный фонд за назначением льготной пенсии по Списку №1. Но мне отказали, сказали, что не хватает льготного стажа (у меня вредного стажа 7 лет и 10 месяцев).

Свою трудовую деятельность литейщиком я начал еще в 1982 году, но руководство завода не всегда проводило аттестацию рабочего места. Правда, табель учета рабочего времени за период с 2000-го по 2008 годы, подтверждает, что я отработал указанный период времени всего 302 рабочих дня.

Я не согласен с ответом Пенсионного фонда, так как не несу ответственности за то, какие записи есть в трудовой книжке, а каких нет.

Как мне лучше поступить в сложившейся ситуации?

Я.И., с. Пиняны, Львовская обл.»

Нужны уточняющие справки

Литейщики действительно пользуются правом льготного пенсионного обеспечения. Но по записям в трудовой книжке это право не всегда можно определить. Работа литейщика. в зависимости от нюансов производства, предусмотрена как Списком №1, так и Списком №2 льготных профессий. А от этого в свою очередь зависит время выхода на пенсию и количество требуемого стажа.

В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников.

В справке должны быть указаны:

  • периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж;
  • профессия или должность;
  • характер выполняемой работы;
  • раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы;
  • первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка. Под первичными документами понимаются, в том числе, табели учета рабочего времени.

Все это предусмотрено пунктом 20 «Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней» (утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины №637 от 12 августа 1993 года).

Когда можно обойтись без аттестации?

Также общеизвестно, что работа по Спискам №1 и №2 после 21 августа 1992 года засчитывается в льготный стаж только по результатам аттестации рабочих мест. Это предусмотрено ст. 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», Постановлением Кабинета Министров Украины «О Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» №442 от 1 августа 1992 года и приказом Министерства труда и социальной политики Украины «Об утверждении Порядка применения Списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях» №383 от 18 ноября 2005 года.

Таким образом, при определении права на льготную пенсию в Пенсионном фонде опираются, прежде всего, на уточняющие документы, предоставленные предприятием, а также на дату проведения аттестации рабочих мест и ее результаты. Если аттестация на предприятии впервые была проведена в 2005 году, то ее действие распространяется только на 5 лет назад и на 5 лет вперед. Работа в период с 21 августа 1992 по 2000 год оказалась не аттестована, следовательно, не подлежит зачету в льготный стаж. Работа до 21 августа 1992 подлежит зачету в льготный стаж без аттестации, так как ранее действующим законодательством такая аттестация предусмотрена не была.

Где выход из ситуации?

Конечно, это не ваша вина в том, что на предприятии несвоевременно провели аттестацию. Но в этом нет и вины Пенсионного фонда. Ответственность за проведение аттестации лежит, прежде всего, на руководителе предприятия, а контроль над качеством проведения аттестации и правильностью применения списков льготных профессий возлагается на органы Государственной экспертизы условий труда.

В свою очередь работники Пенсионного фонда опираются исключительно на действующее законодательство и имеющиеся в их распоряжении документы, подтверждающие или не подтверждающие льготный характер работы.

Наличие подтвержденных 7 лет работы по Списку №1 дает вам право выхода на пенсию в 53 года. Подтверждать свое право на пенсию с более раннего срока можно попытаться в судебном порядке. Но, исходя из описанной ситуации, доказать свою правоту будет сложно. И судиться здесь нужно, скорее всего, не с Пенсионным фондом, а с предприятием.

Если же вы убеждены, что в 2000-х годах работали по полному графику, а в льготный стаж вам засчитали всего 300 дней из 8 лет работы, то можно инициировать проверку тех самых первичных документов, которые хранятся на предприятии. Такую проверку могут провести сами работники Пенсионного фонда, но можно также обратиться в органы Государственной экспертизы условий труда.

Напомним, ранее мы рассказывали, когда можно выйти

Сергей Коробкин, независимый консультант

Если за подтверждением стажа (не важно, имел он место до или после регистрации в системе персучета) гражданин обращается в суд, то он вправе представлять любые доказательства, подтверждающие стаж, в том числе и показания свидетелей.

При работе в особых условиях

Сложнее решается вопрос с подтверждением стажа и характера работы в особых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение (спецстажа).

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Минздравсоцразвития России, в свою очередь, предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ устанавливать тождественность наименований профессий рабочих и профессий, с учетом которых предоставляется право на льготное пенсионное обеспечение, а также тождественность должностей и организаций (структурных подразделений) в отношении всех категорий работников, которым трудовая пенсия по старости устанавливается досрочно в соответствии со ст.27 и 28 Закона о трудовых пенсиях (не путать с тождественностью фактически выполняемой работы , которая устанавливается в каждом конкретном случае индивидуально). Основанием для установления тождественности могут служить документы, представляемые федеральными органами исполнительной власти, и сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, из которых должно быть видно, что характер работы по профессии (должности) аналогичен характеру работы по профессии (должности), предусмотренной статьями 27 и 28 Закона или Списками соответствующих видов работ.

На практике часто возникают ситуации, когда органы Пенсионного фонда отказывают в досрочном назначении пенсии по старости за работу в особых условиях труда из-за недостаточности содержащихся в трудовой книжке работника сведений о периодах трудовой деятельности и невозможности подтвердить их иными документами; несоответствия наименования должности (профессии) в трудовой книжке работника наименованию должности (профессии), дающей право на такую пенсию; отсутствия необходимых уточняющих условия труда и характер выполняемых работ справок (в т.ч. у организаций-правопреемников и в архивных учреждениях); отсутствия необходимых сведений на застрахованное лицо в данных индивидуального персонифицированного учета.

В соответствии с Перечнем документов, утвержденным постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, в необходимых случаях, должны быть приложены документы, подтверждающие характер выполняемой работы или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

ü Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н.

Когда речь идет о периоде до регистрации застрахованного в системе персучета , если требований о показателях характера работы и условиях труда в Списках нет, а в трудовой книжке содержатся достаточные сведения о производстве, профессии (должности) работника, то дополнительных документов, подтверждающих спецстаж, не требуется.

Иногда требуется подтверждение не только профессии или должности, но и показателей условий труда. Особенность перечня профессий (должностей) Списков №1 и 2 состоит в том, что их полное значение в ряде случаев определяется не только наименованием профессии (должности), но и точным указанием трудовой функции, производственной операции. Иногда трудовая функция зависит от непосредственной занятости работника в предусмотренных Списками технологических подразделениях. Часто профессия работника определяется не только ее наименованием, но и указанием названия управляемых или обслуживаемых работником машин, механизмов, агрегатов, а также характера выполняемых на них работ. Важными являются требования к тем профессиям и должностям, которые обусловлены местом (объектом), структурным подразделением работы, характеризующим условия производственной среды.

В тех случаях, когда в трудовой книжке нет всех необходимых сведений или если законодательством предусматриваются дополнительные факторы (кроме наименования профессий и должностей) для досрочного назначения пенсии, работодатель выдает работнику уточняющую справку о характере выполняемой им работы, в которой указывается, на основании каких документов она выдана. Справка должна подтверждать тождественность выполнявшейся работы той, которая предусмотрена в Списках (при этом могут использоваться данные о должностных обязанностях профессий работников из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий работников).

Основными документами для уточняющей справки являются:

Приказы о закреплении работника за определенными цехами, участками, оборудованием, штатное расписание, карты аттестации рабочих мест по условиям труда, учет фактической занятости на работах, дающих право на досрочную пенсию (где это необходимо для специализированных ремонтных служб и цехов), должностные и рабочие инструкции, технологический регламент, инвентарный список основного оборудования, книга инструктажа по технике безопасности, журналы заданий, технический паспорт оборудования и иные документы предприятия, подтверждающие факт работы во вредных условиях;

Когда на предприятии не сохранилось необходимых документов, но на протяжении ряда лет не менялась технология производства и оборудование, не изменялся характер работы и условия труда работников, для подтверждения специального стажа можно использовать документы, действующие на предприятии в данный период времени (однако, в этом случае неизменность оборудования, технологии и т.д. требует дополнительного подтверждения);

Для подтверждения показатели условий труда могут использоваться заключения органов экспертизы условий труда (карты аттестации рабочего места по условиям труда) . Так, согласно п. 22 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в тех случаях, когда в «льготных» пенсионных Списках предусмотрены не только наименования профессии или должности, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при установлении права работника на пенсию в связи с особыми условиями труда при необходимости заключения дают органы Государственной экспертизы условий труда;

Основанием для отнесения к конкретному производству, предусмотренному Списками, могут быть учредительные документы, лицензии на осуществление определенных видов деятельности, сертификаты работ (услуг), свидетельство о регистрации в госреестре опасных производственных объектов, технологический регламент, присвоенный предприятию код по ОКВЭД, документы плановых и производственных отделов, характеризующие структурное подразделение по производственным признакам, ЕТКС, каждый выпуск которого представляет перечень профессий к одному или нескольким производствам. О характере производства можно судить по наименованиям структурных подразделений (цехов, участков и т.д.). Вопрос отнесения конкретного производства к производству, занятость в котором дает право на пенсионные льготы, может рассматриваться в соответствии с Общероссийским классификатором экономической деятельности, введенным в действие с 01.01.2003, а за период до указанной даты - в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг и Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства. Под производством понимается изготовление предусмотренной Списками продукции независимо от того, занята ли изготовлением этой продукции организация (предприятие) в целом или только цех, участок, отделение и пр.

Нередко суды, рассматривающие дела, связанные с подтверждением занятости работника в определенных условиях, отвергают доводы Пенсионного фонда о том, что характер работы должен подтверждаться какими-то определенными документами. Так, например, Верховный Суд РФ в Определении от 10 марта 2006 года по делу № 46-В06-3 указал: «Довод ответчика в жалобе о том, что исследованных судом документов недостаточно для назначения истцу досрочно трудовой пенсии, поскольку работа в полевых условиях в вышеназванный период не подтверждена соответствующими приказами организации, в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку установлено, что эти документы уничтожены в связи с истечением срока хранения, поэтому указанное обстоятельство, как не зависящее от истца, не лишает ее права на назначение льготной пенсии по решению суда».

В соответствии с ранее действовавшим порядком подтверждения трудового стажа (действовавшая до 01.01.2010 г. редакция п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях допускает применение ранее действовавшего порядка подтверждения трудового стажа) и действующими в настоящее время Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий от 24 июля 2002 года № 555 и Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н, специальный стаж (характер работы) при непосредственном обращении работника в Пенсионный фонд не может быть подтвержден свидетельскими показаниями (кроме случаев утраты документов в результате чрезвычайных ситуаций ).

Однако, до 1 января 2010 года при рассмотрении данной категории дел в судебных инстанциях судьи исходили из следующей позиции: «характер работы может быть подтвержден свидетельскими показаниями, поскольку каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей» .

1 января 2010 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ в Закон о трудовых пенсиях. Пункт 3 статьи 13 был дополнен положением о недопустимости подтверждения характера работы показаниями свидетелей.

Верховный Суд РФ не замедлил дать свое толкование этому нововведению. В Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2010 года (вопрос 4) он указал: «…после 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ)… суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы». Позже свою позицию Верховный Суд закрепил и в Постановлении Пленума от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Осталось не ясным, как в таком случае следует понимать фразу из абз. 4 п. 12 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях («…применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ…, который был установлен и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона»), учитывая, что действовавший до 01.01.2002 г. Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не запрещал использование показаний свидетелей для подтверждения характера работы (стажа на соответствующих видах работ). Можно ли, ссылаясь на абз. 4 п. 12 ст. 30, прибегать к показаниям свидетелей при доказывании в суде «льготного» пенсионного стажа, заработанного до 1 января 2002 года?

Не ясно также, насколько правомерно спорную норму из пункта 3 статьи 13 (в ее толковании, данном Верховным Судом РФ), регулирующую взаимодействие гражданина с Пенсионным фондом, распространять на судебный процесс, не нарушает ли это конституционные права граждан на судебную защиту. А если норма о запрете использования свидетельских показаний должна применяться и при необходимости подтверждения характера работы, имевшей место до введения данного запрета (т.е. до 01.01.2010 г.), то не противоречит ли это принципу правовой определенности в пенсионном законодательстве, на который постоянно ссылается Конституционный Суд РФ?

Без ответов на перечисленные вопросы, мнение о невозможности использования показаний свидетелей, высказанное Верховным Судом, представляется не вполне убедительным.

Так же как и при подтверждении общего стажа, периоды работы в особых условиях после регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета .

Отсутствие таких сведений не должно являться поводом для отказа в зачете в «льготный» пенсионный стаж определенных периодов работы, поскольку правильность, полнота и своевременность отражения сведений за работников в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика (пенсионного органа) и страхователя (работодателя), а не работника.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 14) и Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ст. 11) работодатель обязан представлять в территориальные органы Пенсионного фонда документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты пенсии (в частности, сведения, в которых указывает периоды деятельности, включаемые в спецстаж). Органы Пенсионного фонда в свою очередь наделены полномочиями проводить у работодателей проверки документов, связанных с назначением и выплатой пенсии, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за работающих у него лиц; требовать и получать у работодателей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений; корректировать (исправлять) сведения персучета по результатам проверки .

В свете Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П можно вести речь о недопустимости возложения на работников ответственности (в виде лишения или уменьшения трудовой пенсии (в т.ч. досрочной) за невыполнения своих обязанностей другими субъектами системы обязательного пенсионного страхования (работодателем – по своевременному предоставлению необходимых для досрочного назначения пенсии сведений; органом Пенсионного фонда - по контролю за правильностью и своевременностью предоставления работодателем сведений за работников).

Поэтому, обращаясь в суд, работник вправе представлять любые, не запрещенные законом, доказательства характера своей работы, имевшей место и после регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

В некоторых случаях требуется подтвердить постоянную занятость на соответствующих видах работ (например, в соответствии с п.4 Правил от 11 июля 2002 г. № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами).

Продолжительность полного рабочего дня (смены) определяется, исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Предоставляемые при этом отдельным работникам специальные перерывы для обогревания и отдыха, обусловленные технологией, организацией производства или климатическими условиями, включаются в рабочее время.

Понятие полного рабочего дня содержится в п. 5 постановления Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 29. Речь в нем идет о выполнении работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Для подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня могут использоваться журналы и табели учета рабочего времени, лицевые счета и др.

В то же время в соответствие с «Методическими рекомендациями по проведению документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и 2», утвержденными заместителем управляющего ГУ - Отделением ПФР по г. Москве и Московской области 20 апреля 2006 года: «если организация или ее конкретное подразделение (цех, участок и пр.) работали стабильно, без простоев, то нет необходимости проверять постоянную занятость работников, принятых на постоянную работу (практически за период до 1992 года стабильность работы в промышленности, строительстве и на транспорте соблюдалась )».

ü В качестве примера судебной практики по вопросу о том, необходимо ли подтверждение постоянной занятости в периоды работы до 1992 года, небезынтересен вывод, сделанный Верховным Судом РФ в Определении от 20 января 2012 г. № 81-В11-9.

Пример 1. В трудовой книжке работника имеется запись о том, что он работал по профессии «лудильщик», фактически же он выполнял работы лудильщика горячим способом.

Разделом III «Металлургическое производство» Списка № 1 предусмотрена профессия «лудильщики горячим способом», при этом условием назначения льготной пенсии является их занятость в прокатном, колесопрокатном, бандажепрокатном, вилопрокатном, жестекатальном, лудильном, оцинковальном и освинцевальном производстве, производстве рельсовых скреплений, вырубке и зачистке горячего металла, термической обработке, производстве калиброванного металла.

Работнику в данном случае необходимо подтвердить: соответствие выполняемых обязанностей должностным обязанностям содержащейся в Списке профессии лудильщика горячим способом (их можно найти в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 2, утв. Постановлением Минтруда России от 15 ноября 1999 г. № 45); выполнение указанной в Списке работы постоянно в течение полного рабочего дня (журнал учета рабочего времени); принадлежность производства, в котором он был занят, указанным выше (используя, например, имеющиеся у предприятия сертификаты работ, присвоенный предприятию код по ОКВЭД).

Пример 2 . Пенсионный фонд отказался засчитывать в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, время работы в должности мастера основного производственного участка на обогатительной фабрике. Особенность производства заключалась в работе с веществами, характеризующимися высокой радиоактивностью. Занятые в нем работники должны пенсионироваться по Списку №1, разделу XXII - «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами», коду позиции 12201000-17546 - «Рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях».

В данном случае от работника требовалось подтвердить показатели условий труда на рабочем месте (радиоактивность свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ).

Собрать все запрошенные органом пенсионного обеспечения документы для работника оказалось затруднительно, прежде всего, из-за того, что к моменту достижения им пенсионного возраста предприятие прекратило свою работу, многие документы в архив не сдавались, а некоторые и вовсе отсутствовали.

Для подтверждения условий труда на рабочем месте работник представил в суд имевшуюся в его распоряжении санитарно-гигиеническую характеристику условий труда другого работника (в ней описаны условия работы всех отделений предприятия), а также карту аттестации своего рабочего места по условиям труда.

То обстоятельство, что санитарно-гигиеническая характеристика условий труда и карта аттестации были составлены позже невключаемого в спецстаж периода работы, суд не посчитал основанием к отклонению данных документов как доказательств, поскольку сведений о том, что производственный процесс был впоследствии изменен, суду представлено не было.

Суд также отверг доводы пенсионного органа, о том, что представленных работником документов не достаточно, указав, что «отсутствие документов, прямо указывающих на характер выполняемой работы и условия, при которых она проводилась, таких как: инструкции (обязанности), санитарный паспорт на право работы с источниками ионизирующего излучения, приказы о допуске к работам с радиоактивными веществами, санитарно-эпидемиологическое журнал учета (передачи) радиоактивных веществ на рабочем месте, не могут являться основанием к отказу в иске, поскольку ответственности за их издание и хранение в обязанности истца не входило».

Действующее законодательство предлагает также следующие варианты решения проблемы незачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые актуальны в тех случаях, когда работник еще не достиг пенсионного возраста :

  1. Обращение работника непосредственно в пенсионный орган с заявлением об уточнении (исправлении) сведений о стаже до 01.01.2002, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете (основание – п. 4 и 8 Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, утв. Постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 № 246п).

!!! Что такое – см. в разделе «Разъяснение гражданам их пенсионных прав. Превентивные меры по устранению нарушений пенсионных прав».

  1. Обращение работника в орган Пенсионного фонда или в суд с требованием об исправлении сведений персонифицированного учета в части присвоения спорным периодам работы кода льготной профессии (основание – ст. 14 Федерального закона отапреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», п. 64. Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н).

Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования», периодам работы в особых условиях труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, присваивается т.н. «льготный» код (при их отражении в системе персучета). Соответственно, если Пенсионным фондом данные периоды были отражены как общий стаж работы (не дающий право на досрочную пенсию), код льготы у них отсутствует.

  1. Обращение работодателя в суд с требованием признать незаконным отказ органа Пенсионного фонда в принятии индивидуальных сведений о застрахованных лицах с учетом кодов льготных профессий.

Этот вариант позволяет решить проблему незачета периодов «льготной» работы не в индивидуальном порядке, а для всех работников, занятых по аналогичной профессии, в аналогичном производстве и т.д.

Пример 3. Иллюстрацией к третьему варианту решения проблемы незачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии (когда работодатель в судебном порядке оспаривает действия пенсионного органа по отказу в принятии сведений о «вредности» стажа работников), служит решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2008 г. по делу № А60-7105/2008-С9 (заявление о признании незаконными действий по отказу в принятии индивидуальных сведений о застрахованных лицах с учетом кодов льготных профессий судом удовлетворено, поскольку, не принимая сведения по льготным профессиям, орган пенсионного фонда препятствует физическим лицам, проработавшим на производстве с вредными условиями труда, получить право на досрочное получение пенсии).

ОАО «Малышевское рудоуправление» обратилось в суд с просьбой признать незаконными действия начальника отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда, выразившиеся в отказе принять индивидуальные сведения о застрахованных лицах ОАО «МРУ» с учетом кодов льготных профессий по Списку № 1 раздела XXIV «Обогащение бериллиевого сырья; производство бериллия и его соединений» и в предложении внести соответствующие изменения в сведения, исключить из них данные по льготным профессиям.

Работодатель (ОАО «МРУ») в судебном процессе обосновал занятость своих работников на работах с вредными условиями труда, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Суд признал действия пенсионного органа незаконными и обязал его устранить допущенные нарушения путем принятия сведений по персонифицированному учету с указанием льготных профессий по Списку № 1 раздела XXIV.

См. постановление Совета Министров СССР от 24 августа 1990 г. № 848 «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий»; Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утв. постановлением Госкомтруда СССР от 12 сентября 1990 г. № 369/16-52; Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР, утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190.

См. также постановление Министерства труда РФ от 24 июня 1994 г. № 50 «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций».

См. также решение Верховного Суда РФ от 30 ноября 2001 г. № ГКПИ 2001-1673, определения Верховного Суда РФ от 21 июня 2005 г. № 67-В05-5, от 14 января 2005 г. № 9-Г04-35 и от 10 марта 2006 г. № 46-В06-3.

Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 года.

Определения от 5 ноября 2002 г. № 320-О и от 3 октября 2006 г. № 471-О, постановления от 29 января 2004 г. № 2-П и от 3 июня 2004 г. № 11-П.

Порядок взаимодействия органов Пенсионного фонда и работодателей в целях правильного и своевременного отражения сведений о работниках в системе персучета - см. Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н).

Мне 60 лет. Я на пенсии по инвалидности (II группа). Хотела перейти на трудовую пенсию по старости, но не хватает стажа. Не принимают к учету работу с 1996 по 2003 год лаборантом в воинской части в Таджикистане. Законно ли со мной поступают?

По российским законам для права на трудовую пенсию по старости необходимо подтвердить наличие не менее 5 лет стажа.

  • § Ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ
  • При этом в страховой стаж засчитываются не только периоды работы, но и другие периоды: уход за ребенком, период проживания с мужем-военнослужащим при невозможности трудоустройства и т. д.

  • § Ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ

При назначении пенсий гражданам РФ, прибывшим на постоянное место жительство в Россию из других стран, применяются нормы международных соглашений в области пенсионного обеспечения, действующие у нас с рядом стран. Республика Таджикистан и Россия — участники такого Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года. В нем речь идет только о трудовом стаже, поэтому в него необходимо внесение соответствующих поправок. До урегулирования этого вопроса трудовой стаж в странах — участниках указанного Соглашения приравнивается к страховому стажу. При назначении российской пенсии учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств — участников этого Соглашения, в том числе и в Таджикистане, а также учитывают и другие периоды до 1.01.2002 г. без каких-либо условий. Периоды работы после 1.01.2002 г. на территории государства- участника засчитываются в страховой стаж при документальном подтверждении уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд этой страны. При отказе в назначении пенсии Пенсионный фонд обязан выдать на руки пенсионеру отказное решение с указанием конкретных причин и ссылками на пенсионное законодательство. То есть вам нужно получить отказ, а после опротестовать это решение в суде, используя приведенную выше правовую информацию.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

  • Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
  • Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
  • Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из Литовской Республики, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Литовской Республики, в том числе и до вступления в силу Соглашения от 26.09.1999. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики
  • Гражданам, прибывшим из государства — республики бывшего СССР, не заключившего соглашение с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  • При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

    За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором от 24.01.2006.

    При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

    При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

    За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 01.01.1991 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 18.12.2007. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 01.01.1991, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с Договором от 18.12.2007.

    В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
    Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
    Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

    Дата обновления БД:

    Всего документов в БД:

    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

    О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан»

    Статья 1. Внести в Закон Республики Таджикистан от 25 июня 1993 года «О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан» .(Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан, 1993 г., №15-16, ст. 350; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1996 г., №3, ст.48, раздел XVIII; 1997 г., №9, ст. 117, раздел VI; 1998 г., №10, ст. 119, раздел V; №22, ст. 318; 1999 г., №5, ст. 61; №9, ст. 236; №12, ст. 351; 2002 г., №4, ч.1., ст.158; №11, ст. 711; ст. 735; 2005г., №7, ст. 406; 2007 г., №7, ст. 695; 2008 г. №10, ст. 823; 2009г., №9-10, ст.547; Закон Республики Таджикистан от 26 декабря 2011г., №789) следующие изменения и дополнения:

    1. Из названия и текста статьи 1 слово «государственное» исключить.

    — в пункте д) слова «Министерства связи Республики Таджикистан» заменить словами «Службы связи при Правительстве Республики Таджикистан»;

    — в пункте з) цифры «16» заменить цифрами «18».

    3. Текст статьи 4 изложить в следующей редакции:

    «Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и служащих военизированных формирований, не подлежащих в соответствии с законодательством Республики Таджикистан государственному социальному страхованию, и членов их семей, устанавливаются Законом Республики Таджикистан «О пенсионном обеспечении военнослужащих». Им также предоставляется право на получение пенсии в порядке, установленном настоящим Законом. В этом случае выплата пенсии, назначенной в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О пенсионном обеспечении военнослужащих», прекращается.».

    — дополнить частью второй следующего содержания:

    «Государственным служащим, освобождённым от государственной должности при ликвидации, реорганизации и реструктуризации государственного органа, сокращении численности или штатных единиц государственных служащих, при наличии общего трудового стажа 25 лет для мужчин, 20 лет для женщин, из них не менее 10 лет стажа государственной службы, предоставляется право выхода на пенсию на два года раньше установленного законодательством Республики Таджикистан срока.»;

    5. В статье 6 слова «государственные пенсии» заменить словами «пенсии».

    — часть вторую изложить в следующей редакции:

    «До достижения лицами, предусмотренными частью первой настоящей статьи пенсионного возраста, установленного статьёй 11 настоящего Закона, выплата их пенсии осуществляется за счёт собственных средств организациИ, в котором выполнялась работа, дающая право на льготную пенсию.»;

    — части третью и четвертую исключить.

    7. В части первой статьи 15:

    — пункт в) исключить;

    — в пункте г) цифры «16» заменить цифрами «18»;

    — пункты г), д), е) и ж) соответственно считать пунктами в), г),

    — в части первой слова «имеющим непрерывный трудовой стаж на одном» заменить словами «имеющим трудовой стаж в одной отрасли» и слова «(статья 70 и статья 86 настоящего Закона)» заменить словами «(статьи 70-86 настоящего Закона)»;

    — часть третью после первого предложения дополнить новым предложением следующего содержания:

    «Размер пенсии лиц, имеющих необходимый стаж работы (мужчины 25 лет и женщины 20 лет), не может быть меньше размера минимальной пенсии по возрасту.»;

    — в части четвертой слова «имеющим непрерывный трудовой стаж на одном» заменить словами «имеющим трудовой стаж в одной отрасли»;

    base.spinform.ru

    На работу в таджикские школы приглашают российских учителей

    ДУШАНБЕ, 3 июл - Sputnik. Таджикистан и Россия ведут переговоры о привлечении на работу в таджикских школах российских учителей, сообщает агентство ТаджикТА.

    «Министерства образования Таджикистана и России продолжают вести переговоры по направлению группы российских учителей для работы в таджикских школах», - говорится в сообщении агентства со ссылкой на Минобнауки РТ.

    Для переговоров по данному вопросу в Таджикистан должен прибыть представитель Министерства образования России.

    Сообщается, что для работы в таджикских школах набираются учителя русского языка, математики, информатики, физики, биологии, химии со стажем педагогической работы не менее 5 лет.

    Напомним, что в мае Таджикистан посетил руководитель Республики Дагестан Российской Федерации Рамазан Абдулатипов. Во время его визита была достигнута договоренность о направлении группы российских учителей для работы в общеобразовательных школах Таджикистана.

    Также отмечалось, что Дагестан может принять таджикских студентов в свои вузы.

    Также сообщалось, что Россия готова построить в Таджикистане 20 общеобразовательных школ, где преподавание будет вестись на русском язык.

    Президент России Владимир Путин во время своего визита в Таджикистана в феврале отметил, что Россия предпримет дополнительные меры для повышения уровня обучения русскому языку в сельских школах Таджикистана. Для этого будут осуществлены поставки учебников по данному предмету, а также организованы курсы переподготовки учителей.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

    Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

    m.ru.sputnik-tj.com

    Будет ли мне засчитываться выслуга лет службы в армии другого государства

    Добрый день. Я переехала на постоянное место жительства из Туркменистана в Россию. В Туркменистане я отслужила в рядах вооруженных сил 16 лет. Будет ли мне по достижении пенсионного возраста засчитываться выслуга лет службы в армии другого государства? Заранее благодарю.

    Ответы юристов (3)

    В настоящее время действуют Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997, которые регулируют вопросы пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и государствами – республиками бывшего СССР (Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина).

    Пенсионное обеспечение граждан государств – участников данных соглашений, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, и распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждого из государств.

    Для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления Соглашения в силу. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

    Таким образом, в период постоянного проживания на территории вышеуказанных государств по вопросу пенсионного обеспечения следует обращаться в орган пенсионного обеспечения по месту жительства.

    Есть вопрос к юристу?

    Да, служба в ВС Туркмении будет включена в общий пенсионный стаж. Согласно Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

    За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, нетрудоспособные члены их семей, а также постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.

    Основным условием назначения трудовой пенсии является наличие необходимой продолжительности страхового стажа, при назначении досрочной трудовой пенсии — наличие необходимой продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.

    В страховой стаж для исчисления трудовой пенсии включаются периоды работы и (или) иной деятельности , которые выполнялись на территории Российской Федерации, а для граждан России и СНГ — еще и периоды трудовой деятельности в СССР, а также в Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан, Туркменистане , Республике Узбекистан, на Украине (ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»).

    В то же время эти положения не имеют связи с обязанностью работодателя по уплате пенсионных взносов и единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

    Так, ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ называет в числе застрахованных лиц иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации:

    — работающих по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

    — самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

    — являющихся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    — работающих за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов и т.д.

    Причем право этих лиц на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов, что входит в обязанности страхователей-работодателей и иных лиц, названных в ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

    Таким образом, взносы по обязательному пенсионному страхованию должны уплачиваться организацией за иностранных граждан, проживающих в Российской Федерации временно или постоянно, и не должны уплачиваться за иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации.

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

    • Если не платить штрафы ГИБДД - что будет, какие последствия Разберем какие меры может применить государство к тем кто вовремя не оплачивает штрафы ГИБДД: Срок оплаты административного штрафа (ГИБДД, МАДИ, ГКУ АМПП) Согласно статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен […]
    • Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра - одна из двадцати дхармашастр. Здесь представлены избранные фрагменты (перевод Георгия […]
    • Приказы министерства здравоохранения рф 308 Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308"О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" С изменениями и дополнениями от: 7 сентября 2004 […]
    • Урок "Решение задач на закон преломления света" (11-й класс) Разделы: Физика Цели изучения темы: Закрепление знаний о законах отражения и преломления света, понимания явления полного внутреннего отражения, отработка умений решать стандартные физические задачи по данной теме. 1) Развитие […]
    • Срок рассмотрения претензий к качеству услуг связи предложили сократить вшестеро Срок рассмотрения претензий к качеству услуг связи, возможно, будет сокращен с 60 до 10 дней. Депутат Олег Михеев внес в Госдуму законопроект № 517906-6 "О внесении изменений в часть седьмую статьи 55 […]
    • Арбитражные апелляционные суды Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Арбитражные апелляционные суды входят в […]