630102, г. Новосибирск, ул. Блюхера, 71б
kovcheg.help@mail.ru
Томск +7 (913) 724 4013
Новосибирск +7 (983) 311 5590

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Ваше имя
+7 Заказать
Укажите номер телефона 10 цифр

Все как в сказке? Чем дальше, тем страшнее?

Сценарий – это план жизни

Часть 2.

Прошлая статья открывает цикл о сценариях жизни и в ней мы дали вам немного упражнений для исследования вашего сценария. Мы по-прежнему, не хотим давать шаблоны распространенных сценариев жизни, так как есть искушение примерить их на себя, вместо того, чтобы действительно найти свой. Итак, как мы выяснили, жизненный сценарий – это план жизни, который каждый из нас в детстве себе наметил и сейчас во взрослом возрасте не осознано старается придерживаться и воплощать в реальность. План составляется в форме некой театральной постановки с ясно обозначенными началом, серединой и концом. Другой отличительной особенностью теории сценария служит утверждение, согласно которому план жизни «завершается так, как было решено с самого начала».

Еще одним важным знанием будет то, что хоть сценарий и не осознается, у него есть основная сюжетная линия, которая пронизывает весь сценарий и всю жизнь человека. Например, ребенок принял решение «нельзя никому доверять» и в соответствии с этим решением он выстраивает свою жизнь и свое поведение, получая в результате такие события и отношения с людьми, в результате которых он может сказать: «Вот я же говорил, что никому доверять нельзя, постоянно в этом убеждаюсь». Такие основные составляющие сценария настолько крепко сидят внутри человека, что являются такими же реальными для его жизни как мебель в квартире, где он живет. В действительности же именно он сам как-то поступает и что-то делает, для того, чтобы постоянно подтверждать свой сценарий.

«…Зачем мы принимаем в младенчестве такие всеобъемлющие решения о самих себе, других людях и мире в целом? Чему они служат? Ответ заключается в двух ключевых особенностях формирования сценария.

  1. Сценарные решения представляют собой наилучшую для данного младенца стратегию выживания в мире, который зачастую кажется ему враждебным и даже угрожающим для жизни.
  2. Сценарные решения принимаются на основе младенческих эмоций и младенческой проверки их на соответствие действительности….» - цитата из книги Йен Стюарт, Вэнн Джойнс «Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни».

Каждый из нас писал свой сценарий, чтобы выжить и хотя мы уже далеко не младенцы, мы свято верим в то, что если будем следовать своему намеченному плану жизни (сценарию), то ничего плохого с нами не случится. Вдумайтесь, в смысл этих слов. Получается, мы до сих пор напуганы как младенцы, и «хорошим и правильным» поведением в соответствии со сценарием пытаемся избежать наказания или несчастий. А в реальной жизни просто события случаются зачастую совершенно без учета того «хорошо мы себя вели или плохо». И вместо того, чтобы на них соответственно реагировать и иметь дело с последствиями своих действий и поступков, мы стараемся запихнуть происходящее в определенную коробочку у себя в голове, которая бы вписывалась в наш сценарий. Тогда становится все объяснимо и понятно нам, а значит не страшно.

А сейчас мы предлагаем вам продолжить исследование своего сценария путем выполнения упражнений. Так как у каждого из вас свой уникальный жизненный сценарий, такой же уникальный как отпечатки пальцев на руках. Упражнения творческие и технически простые в работе, но могут вызывать много чувств и переживаний. Мы хотим вас приободрить, так как там, где много чувств, там и много важного для вашей жизни, это означает, что вы на правильном пути. При выполнении упражнений осознавайте свои чувства и состояния. Упражнения взяты из книги Йен Стюарт, Вэнн Джойнс «Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни». В случае, если вам сложно найти партнера для выполнения упражнений, просто делайте их письменно и обязательно записывайте и чувства, которые приходят в процессе.

«…Сны, фантазии, сказки и детские рассказы, – все это может послужить ключом к нашему сценарию. Вот несколько упражнений с использованием этих средств.

Выполняя эти упражнения, дайте полную свободу своему воображению. Не думайте о том, зачем они нужны и что означают. Не пытайтесь что-то отсеивать или придумывать. Просто принимайте первые же образы, которые вам являются, и чувства, которыми они, возможно, сопровождаются. Проинтерпретировать и разобраться в них вы сможете позже.

Наилучший результат достигается тогда, когда вы работаете в группе или с партнером. Кроме того, в любом случае было бы неплохо записывать ваши ответы на пленку. Для этого включите диктофон и начинайте выполнять упражнение. После этого несколько раз прослушайте запись и дайте простор своей интуиции. Вы будете поражены тому, как много узнаете о себе и своем сценарии.

Возможно, выполняя эти упражнения, вы начнете испытывать сильные эмоции. Это будут детские чувства, которые выходят на поверхность вместе с вашими сценарными воспоминаниями. Если у вас и в самом деле возникнут такие переживания, вы в любой момент можете решить, продолжать ли выполнение упражнения или прекратить его. В последнем случае сосредоточьте внимание на каком-нибудь предмете в окружающей вас обстановке. Скажите себе (или своему партнеру), что это за предмет, какого он цвета и для чего используется. Подумайте о какой-нибудь заурядной взрослой теме, например, что у вас будет на обед или когда вам нужно появиться на работе. При этом стойте или сидите прямо, чтобы голова и тело были уравновешены относительно вертикальной срединной линии...»

Упражнение 1. Герой или героиня

Кто ваш любимый герой? Это может быть персонаж детской сказки. Возможно, это герой или героиня пьесы, книги или фильма. Это может быть также реальный человек. Возьмите первого персонажа, который пришел вам в голову. Включите диктофон на запись и/или отвлекитесь от вашего партнера или группы. Станьте этим персонажем. Рассказывайте о себе столько, сколько вам хочется. Используйте при этом слово "я".

Предположим, например, что мой герой – Супермен. Я могу начать свой рассказ так: «Я Супермен. Моя задача – помогать людям в трудную минуту. Я прилетаю неизвестно откуда, свершаю всякие чудеса, а потом исчезаю опять. Никто не знает, что я Супермен, так как я маскируюсь...». Каким бы ни был ваш персонаж, приступайте к работе: становитесь ним или ею и рассказывайте о себе. Рассказывайте в настоящем времени: - делаю, говорю, слышу и т.п.

Упражнение 2. Сказка или басня

Другой вариант первого упражнения состоит в том, чтобы рассказать сказку или басню. Опять выберите то, что вам нравится, – лучше всего первое, что придет в голову. Это может быть детская сказка, классический миф, что угодно. Вы можете начать так: «Когда-то давным-давно жила одна красавица, которую усыпила на долгие годы злая мачеха. Она лежала в усыпальнице, скрытой в глубинах замка. Вокруг замка была колючая живая изгородь. Многие короли и принцы приходили посмотреть на красавицу, но не в силах были пробраться сквозь эту изгородь...». Чтобы извлечь из рассказа максимальную пользу, вы можете расширить его и стать каждым из упоминаемых в нем персонажей или предметов. При этом всякий раз рассказывайте о себе. Так, в приведенном выше рассказе вы могли бы стать девушкой, мачехой, усыпальницей, замком, одним из принцев или изгородью. Представив себя изгородью, вы могли бы сказать: «Я живая изгородь. Я крепкая, густая и колючая. Я ощетинилась колючками, так что люди не могут через меня пробраться. Моя задача состоит в том, чтобы охранять девушку, которая спит внутри меня...».

Упражнение 3. Сон

Выберите, какой-нибудь из ваших снов. Больше всего можно узнать из недавнего или повторяющегося сна, хотя подойдет и любой другой сон. Расскажите свой сон. Используйте при этом не прошлое, а настоящее время. Затем, как и в упражнении со сказкой, станьте каждым из людей или предметов, которые встречаются в этом сне, и расскажите о себе. Вспомните, что вы испытывали сразу после пробуждения от этого сна. Это было приятное чувство или неприятное? Понравилось ли вам, как закончился этот сон? Если нет, вы можете расширить упражнение, изменив концовку сна. Расскажите новое окончание сна так же, как вы рассказывали весь сон, то есть, используя настоящее время. Проверьте, удовлетворены ли вы концовкой сна. Если нет, придумайте еще одну или несколько концовок.

Упражнение 4. Предмет в комнате

Осмотрите комнату, в которой вы находитесь. Выберете какой-нибудь предмет. Лучше всего подойдет тот, на который ваш взгляд упадет в первую очередь. Теперь станьте этим предметом и расскажите о себе. Например: «Я дверь. Я тяжелая, прямоугольная и деревянная. Иногда я встаю у людей на пути. Но когда я это делаю, они просто толкают меня...». Чтобы повысить эффективность упражнения, попросите партнера поговорить с вами, как с соответствующим предметом. Партнеру не следует интерпретировать то, что вы говорите. Он должен просто разговаривать с вами, словно вы дверь, камин и т.д. Например: «Я дверь. Когда я стою у людей на пути, они толкают меня». – «Дверь, что ты чувствуешь, когда люди толкают тебя?» – «Я сержусь. Но я дверь и не могу говорить. Я просто позволяю им делать это». – «Вот оно что. А ты не хотела бы что-нибудь изменить, чтобы чувствовать себя лучше?».

Упражнение 5. Просмотр спектакля о вашей жизни

Для выполнения этого упражнения нужно, чтобы кто-то выполнял для вас роль «гида», начитывал вам текст, пока вы находитесь в состоянии расслабления. В противном случае запишите соответствующий текст на диктофон и прослушивайте его в расслабленном состоянии. Для группового выполнения этого упражнения достаточно одного гида. Гиду не нужно повторять приведенный ниже текст слово в слово. Лучше, чтобы он записал для себя вкратце несколько ключевых пунктов, дабы не перепутать последовательность шагов, а сам текст излагал своими словами. Между предложениями нужно делать достаточные паузы. Это даст участникам возможность углубиться в свои визуализации. Расслабьтесь, сидя на стуле или лежа на полу. Можете закрыть глаза.

После этого гид начинает говорить: «Представьте, что вы в театре. Вы ожидаете начала спектакля. Это спектакль о вашей собственной жизни. Какого рода спектакль вы собираетесь посмотреть? Комедию, трагедию? Драматическую постановку или бытовую пьесу? Интересный ли это спектакль или скучный, героический или будничный, – какой он? Полон ли зал театра, полупуст или пуст? Готовится ли публика восхищаться или скучать? Веселиться или плакать? Готовится ли она аплодировать или покинуть представление – или что-то еще? Как называется этот спектакль – спектакль о вашей собственной жизни? А теперь огни гаснут. Занавес поднимается. Ваш спектакль начался.

Вы видите первую сцену. Эта самая первая сцена вашей жизни. Вы очень и очень молоды в этой сцене. Что вы видите вокруг себя? Кто там? Видите ли вы лица или фрагменты лиц? Если вы видите лицо, обратите внимание на его выражение. Что вы слышите? Осознайте, что вы чувствуете. Может быть, вы чувствуете какое-то ощущение в теле. Может быть, вы испытываете какую-то эмоцию. Ощущаете ли вы какой-то запах или вкус? Уделите какое-то время тому, чтобы осознать эту самую первую сцену своего спектакля». (Пауза дайте себе столько времени сколько потребуется).

«Теперь сцена меняется. В этой следующей сцене своего спектакля вы маленький ребенок в возрасте примерно от трех до шести лет. Где вы? Что вы видите вокруг? Есть ли там другие люди? Кто это? Не говорят ли они вам что-то? Не говорите ли вы им что-то? Слышите ли вы какие-то другие звуки? Что вы чувствуете в этой сцене? Не испытываете ли вы каких-то ощущений в теле? Не испытываете ли вы каких-либо эмоций? Может быть, вы ощущаете какой-то запах или вкус?

Уделите какое-то время тому, чтобы осознать, что вы видите, слышите и чувствуете, а также какой запах или вкус ощущаете во второй сцене своего спектакля, – сцене, в которой вам от трех до шести лет». (Пауза дайте себе столько времени сколько потребуется).

Затем «гид» с помощью тех же реплик проводит вас по следующим сценам этого спектакля:

Наконец гид просит вас вернуться в настоящее, уделив этому процессу столько времени, сколько вам нужно.

Поделитесь с группой или партнером своими переживаниями в ходе этого упражнения, если вы делали его под диктофон, запишите все, что с вами происходило, что вы видели, осознали, вспомнили, какие были чувства.

В результате упражнений вы увидите какой-то основной мотив или мотивы своего сценария и основные линии его. Запишите их в свою тетрадь. Постарайтесь вспомнить ситуации из своей жизни, в которых вы следовали своему сценарию, запишите их и отметьте, что конкретно вы делали, чтобы подогнать реальность под свой сценарий, чтобы оправдать свой сценарий. Поразмышляйте на тему – эти действия были на пользу вам и вашей жизни или нет и почему, что вы приобрели или потеряли/упустили в результате. 

Мы еще раз говорим о том, что в результате упражнений вы можете обнаружить довольно неприятные открытия о себе и своей жизни. Отнеситесь к этому как к части работы и помните, что любой сценарий можно изменить, это не навсегда. Проживайте чувства и состояния, которые приходят в процессе, если вам понадобится помощь, обязательно обращайтесь за ней.

Мы желаем вам легкой работы с заботой о себе! Помните, что вы ценны и что вы идете к лучшей для себя жизни. Продолжение следует….