630102, г. Новосибирск, ул. Блюхера, 71б
kovcheg.help@mail.ru
Томск +7 (913) 724 4013
Новосибирск +7 (983) 311 5590

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Ваше имя
+7 Заказать
Укажите номер телефона 10 цифр

Кто вы? - Сценарист, режиссер, исполнитель главной роли или один из массовки?

Сценарии жизни — то, что мы выбираем, но можем не выбирать!

Клод Штайнер

Сценарии жизни людей

Школа Эрика Берна

Часть 1.

Мы рады приветствовать вас в нашей рубрике «Жить по-новому». В прошлый раз мы говорили о картине мира, о том какая она у каждого из вас и как она может формироваться. Вместе с картиной мира, как правило, принято рассматривать такую тему, как сценарии жизни. Кто-то из вас уже знаком с таким понятием, а кто-то, возможно, слышал только такой термин.  Тема сценариев жизни очень большая, поэтому мы разделили ее на части. Предлагаю более детально об этом поговорить. Что же такое сценарий жизни и при чем тут мы?

У нас для вас хорошие новости, когда вы делали упражнение из предыдущей статьи, про разные сферы жизни и отвечали на вопросы, про разрешения и запреты, про то, как было принято у ваших родителей, то вы уже частично исследовали свой сценарий жизни. Вы могли обнаружить, что вам, например, нельзя иметь много денег. В таком случае вы наверняка сможете вспомнить не один случай, когда у вас оказывалось много денег, но что-то происходило или вы ими так распоряжались, что ваше финансовое положение оставалось прежним, и этих денег как будто и вовсе не было в вашей жизни. Кто-то мог обнаружить, что совсем не занимается своим здоровьем, хотя на самом деле знает, что давно пора обратиться к врачу, но почему-то выбирает болеть, страдать и ничего не менять. Кто же дергает за ниточки и управляет нами? Неужели мы действительно просто марионетки в чьих-то руках?

Понятие сценарий жизни впервые ввел Эрик Берн, а уже его ученик и последователь Клод Штайнер более подробно исследовал эту тему. «Ни для кого не секрет, что в каждом из нас заложена некая жизненная программа. Одни «отрабатывают карму», другие «играют роли». Но ясно одно — некая основа в судьбе человека есть. И эта «основа» явно положительного характера. Откуда же в таком случае берутся преступники, алкоголики, наркоманы, жертвы насилия и обмана? Трудно поверить, что некоторых «запрограммировали» на сплошные неудачи или на постоянную борьбу за место под солнцем» - цитата из книги К. Штайнера «Сценарии жизни людей». Так как же каждого из нас запрограммировали и на что? Ведь мы не процессор компьютера. Какой у каждого из нас сценарий и кто его для нас написал?

Сценарий жизни человек пишет для себя сам с самого рождения. Вы скажете: «Вы что не нормальные? Как грудной ребенок, годовалый, да пусть даже подросток может что-то себе прописать? Ведь они еще так мало знают о реальности, о взрослой жизни!». Да о взрослой жизни они знают еще мало, а вот реальность у них уже есть своя собственная.

Сценарий жизни формируется по тем же законам, что и картина мира с некоторыми своими нюансами. Ребенок с самого раннего возраста наблюдает, как живут родители, что они делают, как между собой общаются и в тот же период родители уже что-то говорят малышу о нем самом. Из всей этой информации ребенок делает свои выводы о том, как это быть мальчиком или девочкой, если он будет делать вот  так, то он хороший, а есть делать вот это, то он плохой. Даже в одной семье два ребенка одних и тех же родителей могут иметь очень кардинально отличающиеся друг от друга сценария жизни.

Сценарий жизни и картина мира очень взаимосвязаны. Сценарий определяет, какие выборы позволительно делать для своей жизни человеку, и как поступать, картина мира диктует, в каких условиях это будет происходить. При этом и сценарий жизни влияет на составляющие, которые могут быть в картине мира, и картина мира предполагает набор сценариев. Например, если у человека сценарий жизни быть сельским врачом, то его картиной мира будет сельское поселение с его событиями, трудностями и возможностями, определенной категорией людей (пациенты – сельские жители), и в его картине мира не будет, скорее всего, представителей столичной богемы, большая часть интересов, которой искусство и творчество.

Часто дети выбирают сценарий очень схожий с родительским, внося в него небольшие поправки относительно своей жизни. Бывает с родителями конфликт и ребенок терпеть не может, как поступает мама или папа и говорит: «Я никогда не буду, таким как отец (мать)!». В этом случае, он живет по противоположному сценарию, по отношению к родительскому (анти-сценарию). Заметьте, выбирая как сценарий родителей, так и анти-сценарий родителей (кого-то одного из них мамы или папы), ребенок берет его со всеми недостатками, запретами, разрешениями, предписаниями. Или же пишет свой собственный сценарий, отличный от родительского жизненного сценария.

«…Повесть вашей жизни уже написана, и написана она вами. Вы начали писать ее с момента рождения. К четырем годам вы решили, каким будет в общих чертах ее сюжет. К семи годам ваша повесть была в основном завершена. С семи до двенадцати вы шлифовали ее, добавляя то тут, то там некоторые детали. В подростковом возрасте вы пересмотрели свою повесть, придав ей более реалистичные черты. Как и любое другое повествование, повесть вашей жизни имеет начало, середину и конец. В ней есть свои герои и героини, злодеи и второстепенные персонажи. В ней есть основной сюжет и побочные сюжетные линии. Она может быть комичной или трагичной, захватывающей или скучной, воодушевляющей или бесславной. Теперь, будучи взрослыми, вы уже не помните о том, как начинали писать свою повесть. Возможно, вы не подозревали до сего момента, что писали ее вообще. Но даже не сознавая этого, вы, скорее всего, воспроизводите ее в своей жизни – повесть, которую сочинили много лет назад. Эта повесть представляет собой сценарий вашей жизни, жизненный сценарий…» - цитата из книги Йен Стюарт, Вэнн Джойнс «Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни».

Для того, чтобы не навязывать вам чужие сценарии, приводя конкретные примеры возможных или распространенных сценариев, мы предлагаем вам упражнения из выше указанной книги. «….Предположим теперь, что вы действительно написали повесть, сюжетом которой является ваша жизнь. Работайте быстро и интуитивно, записывая первое, что приходит в голову…». Возьмите свой блокнот, в котором вы выполняете задания из этой рубрики и письменно ответьте на вопросы:

  1. Как называется ваша повесть?
  2. Какая это повесть? Счастливая или печальная? Победная или трагичная? Интересная или скучная? Скажите об этом своими словами, записывая их сразу, как только они вам приходят.
  3. Опишите в нескольких предложениях заключительную сцену: чем заканчивается ваша повесть?

Сохраните свои ответы. Вы сможете обращаться к ним по мере дальнейшего работы, посвященной рассмотрению природы жизненного сценария.

После написания ответов, прочитайте их внимательно и оцените, какие из них действительно применимы для вашей жизни и того, что в ней происходит. В случае, если вы обнаружите очень неприятные моменты и осознавания, мы хотим вас поддержать тем, что в сценарии жизни любого человека они есть, и это совсем не означает, что так у вас будет всегда, всю оставшуюся жизнь. В продолжении рубрики мы исследуем сценарии подробнее погружаясь все глубже, а сейчас вы уже можете поразмыслить о том, на что хорошее вы могли бы эти составные части поменять, а может быть и так, что вам захочется полностью переписать свой сценарий. И для того, чтобы сделать это наилучшим образом для вас, мы должны очень хорошо изучить тот сценарий, который уже есть. А уже прямо сейчас, вы можете в своем воображении пробовать на вкус новые составляющие части и эпизоды сценария, придумывать их, примерять на себя и то, что вам особенно понравится записать.

Мы желаем вам наилучших перемен вашей жизни, пусть они будут легкими и приятными! Продолжение следует…..